double arrow

Понятия административного правонарушения и административной ответственности

Административное правонарушение (проступок) - противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или коллективную собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административный проступок как вид правонарушения отличается от преступления по степени общественной опасности деяния. Его следует отличать и от такого правонарушения, как дисциплинарный проступок, который связан с трудовой или служебной дисциплиной работников, за который законодательством предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

Юридическими признаками административного проступка являются:

а) общественная опасность - выражается в посягательстве (причинении вреда, либо создании угрозы его причинения) на общественные отношения, охраняемые обязательными правилами, содержащими соответствующие запреты;

б) противоправность, выражающаяся в запрещении предусмотренных законом деяний административным законодательством;

в) виновность, т.е. совершение противоправного деяния умышленно или неосторожно;

г) административная ответственность (наказуемость) - применение за совершенное административное правонарушение установленных законодательством мер ответственности, т.е. соответствующих административных взысканий.




Административной ответственности подлежат граждане и должностные лица. Граждане отвечают за совершенные ими административные правонарушения по достижении 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры воздействия, КоАП РБ.

Под составом административного проступка понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного проступка включает:

1) Объект - общественные отношения, охраняемые административным правом;

2) Субъект - лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое;

3) Объективную сторону - совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих внешние проявления проступка - место, время, способ и обстановку, характеризующую проступок, и само действие либо бездействие;



4) Субъективную сторону - совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному (вина, цель, мотивы совершения проступка).

Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все без исключения элементы, названные законом, т.к. отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

Виды административных правонарушений изложены в КоАП РБ.

Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, выражающийся в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки). К административной ответственности привлекаются правонарушители на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или не надлежащего исполнения) норм административного права.

Для административной ответственности характерно то, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыскание, и лицом, совершившим административное правонарушение, отсутствуют отношения подчиненности по службе или работе.

Основными чертами, характеризующими административную ответственность, являются:

§ административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях, т.е. она имеет собственную нормативно-правовую основу;

§ основанием административной ответственности является административное правонарушение;

§ субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица;

§ за административные проступки предусмотрены административные взыскания;

§ административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, судами (судьями) и др.;

§ административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц - правонарушителей;

§ применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

§ меры административной ответственности применяются в соответствии с административно-процессуальным законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного взыскания, налагаемого компетентными органами.

Мерой административной ответственности является административное взыскание. В КоАП РБ закреплены следующие виды административных взысканий:

- предупреждение - официальное осуждение правонарушителя, оформленное письменно или зафиксированное другим образом;

- штраф - взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в доход государства;

- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения - принудительное, безвозмездное обращение этого предмета в доход государства;

- лишение специального права,предоставленного данному гражданину (управление транспортным средством, право охоты);

- лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности;

- исправительные работы сроком до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Этот вид наказания применяется лишь в судебном порядке;

- административный арест до 15 суток с использованием на физических работах без их оплаты. Назначается лишь в судебном порядке. Не применяется: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп;

- депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства;

- взыскание стоимости предмета административного правонарушения - состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Система органов, которые рассматривают дела об административных проступках, определена Кодексом об административных правонарушениях. К ним относятся:

§ административные комиссии при исполнительных комитетах, районных, городских, районных в городах Советов, которые рассматривают все дела об административных правонарушениях, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов;

§ исполнительные комитеты сельских и поселковых Советов;

§ районные (городские) суды (судьи);

§ органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы, которые рассматривают дела, отнесенные к их компетенции законодательством.

Основанием для производства по делу об административном правонарушении является протокол об административном правонарушении, который составляется уполномоченным должностным лицом.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто. Постановление по делу оглашается сразу после окончания рассмотрения последнего. Его копия в течение 3-х дней выдается или высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было вынесено, а также потерпевшим. Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.

Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.

Жалоба подается в течение 10-ти дней со дня вынесения постановления по административному делу. Постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором.

Основания освобождения физического лица от административной ответственности

  1. Совершение малозначительного деяния.
  2. Предотвращение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения.
  3. Добровольное возмещение или устранение причиненного вреда.
  4. Совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.
  5. Примирение с потерпевшим.
  6. Психическая или иная тяжелая болезнь.





Сейчас читают про: