Теория справедливости Дж. Адамса
Вознаграждения
Теория ожидания В. Врума
«Поведение человека отражает его сознательный выбор, основанный на сравнительной оценке нескольких поведенческих альтернатив.»
Человек мотивирован настолько, насколько он верит, что:
- усилия влекут за собой приемлемое выполнение работы;
- выполнение работы вознаграждается;
- награда обладает достаточной позитивной ценностью
М=(О1)х(О2)х(V)
где М – мотивационная сила; О1 – ожидаемая вероятность того, что усилия по выполнению работы увенчаются успехом (от 0 до 1); О2 – ожидаемая вероятность того, что выполнение работы приведет к вознаграждению (от 0 до 1); V – валентность, т.е. субъективная ценность обещанного вознаграждения (от –1 до 1).
Ø внешние (даются индивидууму другими людьми на рабочем месте)
Ø внутренние (человек получает непосредственно от выполнения задания)
Управление мотивацией:
¨ за счет повышения субъективных ожиданий
¨ путем индивидуализации вида вознаграждения
|
|
Недостатки теории:
- теория исходит из того, что мотивация сознательна, что не соответствует действительности;
- нет адекватных методов определения параметров модели;
- при эмпирическом определении этих параметров их перенесение на другой объект необоснованно.
«Действия людей направлены на устранение любой ощущаемой несправедливости при получении вознаграждения за работу по сравнению с окружающими»
Чувство несправедливости:
¨ Чувство негативной несправедливости – индивид считает, что получил меньше, чем другие.
¨ Чувство позитивной несправедливости – считает, что получил больше, чем другие.
Для восстановления справедливости сотрудник может:
- изменить свой вклад в работу,
- изменить исход работы (попросить о повышении),
- выйти из ситуации,
- изменить пункты сравнения,
- психологически исказить результат сравнения,
- воздействовать на того, с кем себя сравнивает.
Управление мотивацией: Важно не намерение лица, вручающего вознаграждение, а субъективное восприятие того, кто его получает.
Недостатки теории:
- предполагается, что поведение рационально, что не реализуется всегда;
- оценки справедливости или несправедливости могут сильно отличаться у разных сотрудников в аналогичных ситуациях;
- люди более чувствительны к несправедливости при недоплате;
- эталоны сравнения у отдельного работника могут существенно изменяться со временем, независимо от его производительности и затраченных усилий.
«Индивидуальные сознательные цели и намерения – основные детерминанты поведения работника.»
|
|
Более серьезные и сознательные цели приводят к более высоким показателям производительности, если эти цели восприняты личностью.
Воздействие на мотивацию:
Мотивирующим является сам процесс установления целей, который вовлекает руководителей и подчиненных в совместную работу.
Постановка целей отличается:
¨ специфичностью (степень количественной точности цели)
¨ трудностью (необходимая степень умения или уровень продуктивности)
¨ ценой цели (сумма усилий, реально используемых для достижения цели)
Недостатки теории:
- теорию легче применить к работам, результат которых поддается точному измерению;
- практическое осуществление постановки целей довольно сложно:
- трудно предсказать результат совместного влияния всех факторов;
- подчиненные стремятся занизить цели, а менеджеры – усложнить задачу, что разрушает положительный эффект от фактора участия работника в постановке целей.