Сравнение четырех содержательных теорий мотивации
Управление
Диагностика
Приобретаются человеком в определенных обстоятельствах
Теория приобретаемых потребностей Д. Макклеланда
Потребности
- в достижении
- в принадлежности
- во власти
Люди с выраженной потребностью в достижении говорят об упорной работе; сверхусилиях; постановке трудных целей; вознаграждении вследствие успеха
Люди с высокой степенью потребности в достижении предпочитают
P избегать слишком легких и слишком трудных задач;
P иметь быструю и надежную обратную связь о том, как они работают;
P брать на себя ответственность за решаемые проблемы.
Недостатки теории:
не доказано утверждение, что потребности можно «научиться»;
не подтверждено предположение, что приобретаемые потребности можно поддерживать в течение длительного времени;
методы выявления приобретаемых потребностей ненадежны и требуют не знаний, а искусства для их использования.
|
|
Содержательные теории мотивации | Сделанные предположения | Ценность практического применения |
Иерархия потребностей Маслоу | Индивиды пытаются удовлетворить основные потребности, прежде чем приступить к удовлетворению потребностей высшего порядка | Дает менеджерам большее понимание мотивации работника |
ERG – теория Альдерфера | Невозможность удовлетворения потребности в росте, приводит к разочарованию и сосредоточению на потребностях низшего порядка | Указывает на последствия неудовлетворенности потребностей; разочарование мешает успешной деятельности |
Двухфакторная теория Герцберга | Одни факторы трудового процесса повышают трудовую мотивацию работников, другие – не могут повысить, но их отсутствие снижает мотивацию | Изложена в доступных терминах. Выявлены факторы мотивации, которые могут быть использованы менеджерами |
Приобретаемые потребности Макклеланда | Индивиды приобретают потребности из культуры, значит, на силу этих потребностей можно повлиять | Можно развивать потребности индивида за счет программ обучения |
Процессуальные теории мотивации
«На поведение человека влияют его возможные последствия»
Стимулы è Поведение è последствия è будущее поведение
Ø Модификация организационного поведения – это систематическое подкрепление желательного рабочего поведения или отсутствие подкрепления, или наказание в случае нежелательного поведения.
Ø Закон зависящего от обстоятельств подкрепления: для того, чтобы награда обладала максимальной подкрепляющей силой, ее должны давать только в тех случаях, когда демонстрируется желательное поведение.
|
|
Ø Закон немедленного подкрепления: чем быстрее следует награда за проявлением желательного поведения, тем больший эффект на поведение она оказывает.
Ø Правильное планирование подкрепления - распределение во времени по определенной схеме применяемых в организации поощрений и наказаний
Недостатки теории: систематическое использование стратегий подкрепления приводит к обесцениванию людей, что тормозит их рост и развитие.