Теория подкрепления Б. Скиннера

Сравнение четырех содержательных теорий мотивации

Управление

Диагностика

Приобретаются человеком в определенных обстоятельствах

Теория приобретаемых потребностей Д. Макклеланда

Потребности

- в достижении

- в принадлежности

- во власти

Люди с выраженной потребностью в достижении говорят об упорной работе; сверхусилиях; постановке трудных целей; вознаграждении вследствие успеха

Люди с высокой степенью потребности в достижении предпочитают

P избегать слишком легких и слишком трудных задач;

P иметь быструю и надежную обратную связь о том, как они работают;

P брать на себя ответственность за решаемые проблемы.

Недостатки теории:

Ÿ не доказано утверждение, что потребности можно «научиться»;

Ÿ не подтверждено предположение, что приобретаемые потребности можно поддерживать в течение длительного времени;

Ÿ методы выявления приобретаемых потребностей ненадежны и требуют не знаний, а искусства для их использования.


Содержательные теории мотивации Сделанные предположения Ценность практического применения
Иерархия потребностей Маслоу Индивиды пытаются удовлетворить основные потребности, прежде чем приступить к удовлетворению потребностей высшего порядка Дает менеджерам большее понимание мотивации работника
ERG – теория Альдерфера Невозможность удовлетворения потребности в росте, приводит к разочарованию и сосредоточению на потребностях низшего порядка Указывает на последствия неудовлетворенности потребностей; разочарование мешает успешной деятельности
Двухфакторная теория Герцберга Одни факторы трудового процесса повышают трудовую мотивацию работников, другие – не могут повысить, но их отсутствие снижает мотивацию Изложена в доступных терминах. Выявлены факторы мотивации, которые могут быть использованы менеджерами
Приобретаемые потребности Макклеланда Индивиды приобретают потребности из культуры, значит, на силу этих потребностей можно повлиять Можно развивать потребности индивида за счет программ обучения

Процессуальные теории мотивации

«На поведение человека влияют его возможные последствия»

Стимулы è Поведение è последствия è будущее поведение

Ø Модификация организационного поведения – это систематическое подкрепление желательного рабочего поведения или отсутствие подкрепления, или наказание в случае нежелательного поведения.

Ø Закон зависящего от обстоятельств подкрепления: для того, чтобы награда обладала максимальной подкрепляющей силой, ее должны давать только в тех случаях, когда демонстрируется желательное поведение.

Ø Закон немедленного подкрепления: чем быстрее следует награда за проявлением желательного поведения, тем больший эффект на поведение она оказывает.

Ø Правильное планирование подкрепления - распределение во времени по определенной схеме применяемых в организации поощрений и наказаний

Недостатки теории: систематическое использование стратегий подкрепления приводит к обесцениванию людей, что тормозит их рост и развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: