double arrow

Функции эпитетов

Эпитет

Примеры использования метафоры.

1. Исходный текст:

(1)Каждому из нас люба и мила своя сторона. (2)Для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. (3)Мы с рождения впитываем в себя воздух, соль и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. (4)Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы - часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос.

В. Распутин

Фрагмент сочинения:

Чтобы образно показать, насколько тесна связь человека с родиной, В.Распутин мастерски использует развернутую метафору (предложение 3,4). Автор объясняет, что на характер и жизнь человека влияет именно Родина, ведь с самого детства мы часть ее.

2. Исходный текст

Говор ручейка, шепот листьев, прохлада и подчас самое молчание природы — все рождало мысль, будило чувство.

по И.А.Гончарову.

Фрагмент сочинения:

Метафора «шепот листьев» и «говор ручейка» помогает автору наиболее образно и правильно передать атмосферу, которая окружает человека в минуты раздумий.

Эпитет(от гр. epitheton – приложение) – образное определение предмета или действия: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она (А. Пушкин).

Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными: русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые ипечальные обрядовые песни, торжественные былины (А. Толстой).

Эпитеты

  • Придают предмету дополнительную эмоциональную характеристику:

Свете тихий, Свете ясный,
Свет, сияющий в мирах,
Свет пречистый и прекрасный,
Исцеляющий мой страх,
Разгоняющий тревоги,
Развевающий печаль…. (Н. Н. Белоцветов)

  • Помогают понять отношение автора к описываемому

Читаешь "Войну и мир", и мгновениями кажется, что автор стыдится непомерности своих сил, то и дело сдерживает себя, роман развивается в могучем, спокойном ритме (Ф. Искандер)

  • Придают тексту образность и выразительность:

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой…(М.Ю. Лермонтов)

  • Вызывают определённое эмоциональное отношение к описываемому:

И случись это в другой день, когда еще были сбережения дома , было бы не так обидно, но сегодня в злосчастном кошельке оставалась последняя до зарплаты тысяча, одна бумажка, на которую предстояло прожить еще далеко не один день. (О.Павлова)

Пример задания:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение». Исходный текст  
  (1)Мне было около шести лет, когда мы с отцом отдыхали в Крыму, в уютной бухте Батилиман. (2)Помню холодновато-горький запах эвкалиптов, скалистые горы, бирюзовое море, усыпанный галькой пляж и огромные, выступающие из воды камни, как таинственные острова, до которых так хотелось добраться. (3)Плавать я тогда ещё не умел. (4)Поэтому отец заходил в воду, я обнимал его за шею, и вместе мы совершали путешествие к очередному, ещё не открытому нами «острову». (5)Взобравшись на раскалённый камень, мы загорали, а потом плыли к берегу. (6)Каждое утро, придя на пляж, я с разбегу бросался в воду и купался до тех пор, пока губы не становились синими. (7)Тогда отец заходил в воду, брал меня на руки и нёс до подстилки, чтобы я не испачкал ноги. (8)Но вот однажды утром наш пляж неожиданно оказался закрыт, и нам пришлось искать другое место, чтобы искупаться. (9)Я, как всегда, со всех ног бросился в море и вдруг с ужасом понял, что не чувствую дна. (10)Кажется, всё произошло мгновенно, за какие-то доли секунды, я даже не успел закричать… (11)И вдруг увидел, что отец стоит в нескольких шагах от меня, протягивает руку и спокойно говорит: (12)«Давай, плыви!» (13)Эти несколько шагов до отцовской руки я впервые проплыл, по-собачьи перебирая руками и ногами. (14)Потом был подхвачен на руки и вынесен на берег. (15)− Ну что, напугался? (16)− Нет, не очень… (17)− Пойдём ещё купаться? (18)− Обязательно пойдём! (19)Сегодня, вспоминая этот эпизод, я думаю о том, что ещё не раз в жизни испытывал нечто подобное, даже когда отца не было рядом. (20)Оказавшись в трудной ситуации, я вспоминал его внимательно-ласковый взгляд, слышал его спокойный голос, повторял слова «Давай, плыви!» и смело плыл навстречу ещё не открытым островам. (По Г. Андрееву*) * Георгий Иванович Андреев (род. в 1971 г.) − современный писатель-публицист.

Пример сочинения:

Эту фразу Д.Э.Розенталя я понимаю так: эпитеты позволяют нам более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание текста. Приведу примеры из книги Г.Андреева. Во-первых, в предложении 20 писатель, вспоминая случай на море, используя эпитет «внимательно-ласковый» взгляд, помогает нам увидеть отца мальчика как уверенного, спокойного, надежного человека. Во-вторых, в предложении 2 эпитеты помогают автору точно и красочно описать морскую бухточку, которую окружают «скалистые» горы, «бирюзовое» море. Таким образом, могу сделать вывод, что прав был Д.Э.Розенталь, утверждая, что «изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение».

Сейчас читают про: