Лекция 4. Тропы и стилистические фигуры и их роль в тексте
Общее понятие стиля
Лекция 4. Тропы и стилистические фигуры и их роль в тексте
Поскольку условия языкового общения бывают различные, употребление языка не может быть всегда одинаковым. В разных случаях выбираются разные языковые единицы и различным образом объединяются. Так создаются понятия разных стилей языка.
Однако теснее всего понятие стиля связано со словесностью. Само слово «стиль» (греч. Stylos, лат. Stylus) в древности означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень из дерева, кости или металла. Острым концом писали на восковых дощечках, закругленным разравнивали, чтобы писать снова.
«Почаще поворачивай стиль!» - этот совет означал: чаще исправляй написанное, добивайся правильности, ясности, краткости, выразительности выражений. Вполне естественно, что со временем стали говорить: у него плохой (хороший) стиль, у него многословный стиль, у него строгий стиль и т. п., имея в виду уже не орудие письма, а качества написанного, особенности словесного выражения. В дальнейшем палочка для письма и вовсе вышла из обихода, под словом стиль словесности стали обозначать манеру пользоваться языком, разновидностью употребления языка
|
|
Главнейшими разновидностями литературного языка являются функциональные стили и язык художественной литературы (художественный стиль). Функциональные стили выделяются в соответствии с их употреблениями (функционированием) в определенных сферах человеческой деятельности, а также в соответствии с реализуемыми функциями (назначение) языка.
Книжные стили | Цель | Адресат | Сфера функционирования |
Официально-деловой | Констатация факта, сообщения о положении дел, предписание адресату выполнять определенные действия | Совокупность социальных лиц, массовый читатель | Административная и правовая сфера |
Научный | Сообщение научной информации, доказательство истинности какого-либо положения | Читатели, подготовленные к восприятию научной информации | Сфера научных знаний |
Публицистический | Формирование определенного отношения читателя к актуальным и новым событиям и фактам | Массовый читатель | Сфера общественных отношений, политических, спортивных и др. |
Художественный | Художественно-образное воздействие на читателя | Массовый читатель | Сфера искусства |
Стили речи (продолжение)
Наиболее четко противопоставлены книжные и разговорные слова.
В составе книжной лексики выделяются слова, свойственные книжной речи в целом (фолиант, умножение, алчность), и слова, закрепленные за конкретными стилями речи:
|
|
- научным:
морфема, метафора, синтаксис, бронхит, липома, флюорография, эмиссия, деноминация и т.д.;
- публицистическим:
популизм, консенсус, боевики, гражданское согласие и т.д.;
- официально-деловому:
потребитель, работодатель, вышеуказанный, нижеподписавшийся и т.д.
В толковых словарях русского языка даются пометы, указывающие на стилистическую характеристику слова: «книжн.» — книжное, «разг.» — разговорное, «офиц.» —официальное, «спец.» — специальное, «прост.» — просторечное и др.
КЛАСТЬ, кладу, кладёшь; клал, клала; клади; клавший, кладя; I. несов. 1. кого-что. Помещать в лежачем положении, а также вообще помещать куда-н., располагать где-н. К. ребенка в коляску. К. платок в карман. 2. что. Помещать, накладывать на поверхность чего-н. К. краски на холст. 3. что. Помещать, прибавлять внутрь чего-н., куда-н. К. приправу в кушанье. 4. что на что. Употреблять, назначать для какой-н. цели (разг.). К. все силы на что-н. 5. что. Строить из камня, кирпича. К. печь. 6. что. Совершать что-н. К. конец чему-н. (прекращать). <> Класть на музыку что
— перелагать на музыку. Класть жизнь (голову) за кого-что-н.
— отдавать жизнь за кого-что-н., жертвовать собой. Класть поклоны — кланяться во время молитвы. II сов. положить,
-ожу, -ожишь, -бженный (к 1, 2, 3, 4 и 6 знач.) и сложить,
-ожу, ожишь, -бженный (к 5 знач.)
(С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М: Русский язык, 1991)