double arrow

Стили речи. Лекция 4. Тропы и стилистические фигуры и их роль в тексте

Лекция 4. Тропы и стилистические фигуры и их роль в тексте

Общее понятие стиля

Лекция 4. Тропы и стилистические фигуры и их роль в тексте

Поскольку условия языкового общения бывают различные, употребление языка не может быть всегда одинаковым. В разных случаях выбираются разные языковые единицы и различным образом объединяются. Так создаются понятия разных стилей языка.

Однако теснее всего понятие стиля связано со словесностью. Само слово «стиль» (греч. Stylos, лат. Stylus) в древности означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень из дерева, кости или металла. Острым концом писали на восковых дощечках, закругленным разравнивали, чтобы писать снова.

«Почаще поворачивай стиль!» - этот совет означал: чаще исправляй написанное, добивайся правильности, ясности, краткости, выразительности выражений. Вполне естественно, что со временем стали говорить: у него плохой (хороший) стиль, у него многословный стиль, у него строгий стиль и т. п., имея в виду уже не орудие письма, а качества написанного, особенности словесного выражения. В дальнейшем палочка для письма и вовсе вышла из обихода, под словом стиль словесности стали обозначать манеру пользоваться языком, разновидностью употребления языка

Главнейшими разновидностями литературного языка являются функциональные стили и язык художественной литературы (художественный стиль). Функциональные стили выделяются в соответствии с их употреблениями (функционированием) в определенных сферах человеческой деятельности, а также в соответствии с реализуемыми функциями (назначение) языка.

Книжные стили Цель Адресат Сфера функционирования
Официально-деловой Констатация факта, сообщения о положении дел, предписание адресату выполнять определенные действия Совокупность социальных лиц, массовый читатель Административная и правовая сфера
Научный Сообщение научной информации, доказательство истинности какого-либо положения Читатели, подготовленные к восприятию научной информации Сфера научных знаний
Публицистический Формирование определенного отношения читателя к актуальным и новым событиям и фактам Массовый читатель Сфера общественных отношений, политических, спортивных и др.
Художественный Художественно-образное воздействие на читателя Массовый читатель Сфера искусства

Стили речи (продолжение)

Наиболее четко противопоставлены книжные и разговорные слова.

В составе книжной лексики выделяются слова, свойственные книжной речи в целом (фолиант, умножение, алчность), и слова, закрепленные за конкретными стилями речи:

  • научным:

морфема, метафора, синтаксис, бронхит, липома, флюорография, эмиссия, деноминация и т.д.;

  • публицистическим:

популизм, консенсус, боевики, гражданское согласие и т.д.;

  • официально-деловому:

потребитель, работодатель, вышеуказанный, нижеподписавшийся и т.д.

В толковых словарях русского языка даются пометы, указывающие на стилистическую характеристику слова: «книжн.» — книжное, «разг.» — разговорное, «офиц.» —официальное, «спец.» — специальное, «прост.» — просторечное и др.

КЛАСТЬ, кладу, кладёшь; клал, клала; клади; клавший, кладя; I. несов. 1. кого-что. Помещать в лежачем положе­нии, а также вообще помещать куда-н., располагать где-н. К. ребенка в коляску. К. платок в карман. 2. что. Помещать, накладывать на поверхность чего-н. К. краски на холст. 3. что. Помещать, прибавлять внутрь чего-н., куда-н. К. приправу в кушанье. 4. что на что. Употреблять, назначать для какой-н. цели (разг.). К. все силы на что-н. 5. что. Строить из камня, кирпича. К. печь. 6. что. Совершать что-н. К. конец чему-н. (прекращать). <> Кластьна музыку что

— перелагать на музыку.Класть жизнь (голову) за кого-что-н.

— отдавать жизнь за кого-что-н., жертвовать собой.Кластьпоклоны — кланяться во время молитвы. II сов. положить,

-ожу, -ожишь, -бженный (к 1, 2, 3, 4 и 6 знач.) и сложить,

-ожу, ожишь, -бженный (к 5 знач.)

(С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М: Русский язык, 1991)


Сейчас читают про: