Философский монизм, дуализм и плюрализм

Идеализм и его формы.

Параллельно "линии Демокрита" формировалась идеалистическая философия. Уже в античности появляется ряд учений, которые в поисках первоначала бытия выходили за пределы природы, чувственного бытия в мир надприродных, потусторонних оснований и начал. Считая, что природа – это мир конкретных вещей, мир изменчивости, текучести, существования во времени, а оно конечно, преходяще,поэтому природное, материальное, конкретно-вещественное не может быть архе, субстанцией, сущим первоначалом. Сущим бытия должно быть что-то вечное, постоянное. Но вечное начало не может быть преходящим, конечным, значит, его следует искать в ином бытии, нежели в природе и чувственной реальности. Тогда поиски и переместились в сферу внечувственную, запредельную, невидимую, идеальную, интеллигибельную. В качестве первоначала или архе стали фигурировать: мир идей или абсолютная идея, Бог, Абсолют, мировая воля, мировой разум, которые наделялись характеристиками вечности и постоянства, субстанциальности, первичности. Такая позиция в философии получила название идеализма или "линии Платона", исходя из центрального онтологического понятия – идея (эйдос) учения Платона об изначальном бытии как мире идей, который первичен и служит прообразом мира вещей – мира вторичного, только тени первого. Так как такое первоначало не является чувственным, вещественным, материальным, то оно получило статус духовного или идеального (в противоположность материальному) начала. Таким образом, идеализм – это философские концепции, где первичным и основополагающим принципом, онтологическим, концептуальным началом бытия выступает духовная, идеальная сущность.

Идеализм также, как и материализм, прошел долгий путь эволюции. Идеалистические концепции возникали не на пустом месте. Идеализм возник как альтернатива упрощенному, как считали идеалисты, натурфилософскому пониманию бытия. Мир, полагали они, не так прост и ясен, в нем много загадок, тайн, и они не лежат на поверхности. Тем более, не лежат на поверхности главные причины, сущностные основания бытия. Кто-то или что-то, вне непосредственной представленности, управляет бытием, потому в идеалистических концепциях и постулировалось в качестве первичных и необходимых оснований то, что чувствами не обнаруживается.

"Линия Платона" потому, что само понятие идеи как основания бытия, как первоначала, сущности бытия, отчетливо и ясно было сформулировано в философии Платона, хотя уже и до Платона встречались учения, которые можно отнести в определенной степени к идеалистическим. Во-первых, это идеи восточной философии, которые основывались на концепции Дао, как первоначала бытия – вечного, неизменного, универсального и непостижимого в чувственном мире начала. Это концепция инь и ян в китайской философии. Также, концепция числа в пифагорейской философии; нуса или ноуса у греческого философа Анаксагора (ноус = ум) и ряд других доплатоновских философский концепций. Идеалистическими философскими концепциями является вся религиозная философия. Крупнейшими представителями идеализма были немецкие философы: Гегель, Шеллинг, Шопенгауэр и др.

Основное положение идеализма: дух, сознание – первичны, а материя, реальность – вторичны. Последние являются производными от первых. Понимание духовного начала в идеализме было различным: идея, Бог, мировая воля, мировой разум, сознание, мышление. История развития идеализма выделяет разные его формы. Прежде всего, это объективный идеализм (Платон, Аристотель, Гегель, Шопенгауэр, Гартман). Объективный идеализм в качестве первоначала выдвигает не человеческое сознание, а некий объективный дух, мировой разум, мировую волю, которые являются изначальными до всякого бытия, до человека и человечества формами истинного бытия. Мир идей Платона, Абсолютная идея Гегеля, Абсолютная воля Шопенгауэра, Бог и т.д. В объективном идеализме человеческое сознание, человеческая воля порождаются этим объективным духом, или, по крайней мере, человеческое сознание действует уже исходя из этих духовных факторов.

Кроме объективного идеализма существует и субъективный идеализм (Беркли, Фихте, Шопенгауэр, Мах, Авенариус, экзистенциализм, феноменология и др.). Субъективный идеализм представляет бытие вторичным по отношению к сознанию субъекта. Субъективные идеалисты исходят из того положения, что мир или реальность являются лишь отражением нашего мышления, лишь комплексом или потоком наших ощущений. В рамках этих концепций, мир таков, каким он мыслится субъектом. "Нет объекта – мира, вещи, ситуации – без субъекта" (Беркли).

Рациональным моментом идеализма, даже с точки зрения критики идеализма материализмом, можно отметить то, что идеалисты указали нам на роль мышления, на роль активности сознания, на значимость духовного фактора. В конце концов, они обратили внимание на то, что кроме несотворимой материи человеком создается мир культуры, мир понятий, тот духовный, да и физический мир, без которого бытие человека невозможно. Вселенная, природа, конечно, существовала и будет существовать до человека и вне человека, но человек пребывает только в обустроенной им самим реальности, имеет дело не с миром, как таковым, а только с "картиной мира", значит, с миром, созданным им самим, его сознательной деятельностью.

В современной философии "борьба" между материализмом и идеализмом потеряла свою актуальность. Философия ориентируется на плюрализм онтологических начал, потому что онтологические начала – это ни что иное как мыслимые конструкты. Философия (да и наука) могут только предполагать: "с чего все началось". Следовательно, онтологические начала – это априорные, трансцендентные, конвенциальные, интеллигибельные образования, положенные в основание той или иной философской концепции.

Четко выраженная материалистическая или идеалистическая позиция, позиция единого начала, без смешивания материалистических моментов с идеалистическими получила название философского монизма, от слова "моно" – единый. Например, философия марксизма – материалистический монизм, а философия Гегеля – идеалистический монизм. Между материализмом и идеализмом существовало много промежуточных онтологических концепций, которые задействовали оба начала, как духовное, так и материальное (деизм, пантеизм, психофизический параллелизм, декартовский дуализм). Декарт в качестве оснований бытия выдвигает сразу две субстанции – мыслительную и протяженную,т.е. духовную и материальную, мышление и вещественность. Подобные позиции называются дуалистическими, двойственными, от слова "дуа" – два. Те философские концепции, которые за основание бытия принимали самые различные начала, получили название философского плюрализма, от слова "плюралис" – множественность. Например, философия Г. Лейбница. Онтологическими началами в ней являются множество специфических частиц – монад. Плюралистическими являются и эклектические учения. Эклектика – это смешение самых разных оснований, иногда даже взаимоисключающих, в одной теории.

Как мы уже отметили выше, современная философия занимает позиции плюрализма, в ней не актуальна проблема борьбы идеализма и материализма, которая велась на протяжении многих столетий существования философии. Основной вопрос прежней философии: что первично – сознание, дух, или - бытие, материя, переместился в сторону человека. И вопрос: что есть человек, каковы его ценности? – теперь является для философии главным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: