Концепция человека в философской системе Канта

У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант (1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопросами: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я смею надеяться? и которые можно подвести под более широкий вопрос: что такое человек? Это тот философский каркас, на котором Кант строит свою философскую систему, делая акцент на теории познания и этике(философское учение о нравственности).

В творчестве Канта выделяют два периода: 1) «докритический» (до 1770г), когда он признавал познание вещей как они существуют сами по себе, т.е. был сосредоточен на объекте познания, вопросах естествознания; 2) «критический», когда он отрицал такое познание, переходя, как считается, на позиции агностицизма и обращаясь к субъекту познания.

Разрабатывая теорию познания в работе «Критика чистого разума»(1781), Кант исследует природу познания, его возможности и границы. Он делит знание на два вида: апостериорное (послеопытное, т.е.основанное на опыте, чувственном восприятии) и априорное – доопытное, т.е. то, которое не может быть выведено из опыта, а заключается в самом познающем субъекте(человеке), в его особых познавательных способностях.

Кант утверждал: всё начинается с опыта, но не исходит только из опыта. При этом он различает вещи, как они существуют сами по себе, независимо от нашего познания («вещь в себе») и вещи, как они являются нам в процессе познания («вещь для нас»). «Вещи в себе», воздействуя на наши органы чувств, вызывают хаос ощущений, которые мы упорядочиваем, благодаря:

1) априорным формам чувственности – пространству и времени (это первая познавательная способность субъекта – чувственность, на которую опирается математика);

2) априорным формам рассудка (вторая познавательная способность) – категориям (качество, количество, отношение, причинность, необходимость и др.), благодаря которым мы обобщаем и понимаем опыт, подводя его под единство понятия. Т.е. категории – это схемы мышления, априорное содержание понятий. На них основывается теоретическое («чистое») естествознание.

Способностью к самому высокому обобщению обладает разум человека (его третья познавательная способность), который стремится к абсолютному, всеобщему знанию в форме метафизики. Такое абсолютное знание находит выражение в трёх идеях: 1) идее Космоса (мира в целом); 2)идее души, 3) идее Бога. Стремясь к постижению таких вещей, рассудок, побуждаемый разумом, выходит за пределы опыта, что недопустимо. В этом случае мы впадаем в заблуждение, полагая, что с помощью категорий мы способны познавать непознаваемое – внеопытные, сверхприродные «вещи в себе». Ведь идеям нашего разума не может соответствовать реальный предмет.

Об этом свидетельствуют неразрешимые антиномии (противоположные, но одинаково доказуемые) суждения нашего разума:

I. 1) мир конечен в пространстве и времени 2) мир бесконечен в пространстве и времени.

II. 1) в мире всё просто и неделимо 2) в мире всё сложно и делимо.

III. 1) в мире существует свобода 2) в мире нет свободы, им управляет необходимость.

IV. 1) Бог(первопричина мира) существует 2) Бог не существует.

Эти антиномии свидетельствуют о диалектическом (развивающемся через противоречия) характере нашего познания и в то же время говорят о несостоятельности отвлечённой метафизики, тогда как точные и естественные науки возможны и необходимы как синтез рационального (априорные формы рассудка) и чувственного (априорные формы чувственности): «чувства без понятий слепы, а понятия без чувств пусты».

Бог, по Канту, не может быть найден в опыте. Он закрыт и для чувственного опыта, и для рассудка, а потому он является предметом веры, а не науки или философии. Но вера в Бога необходима для нравственного ограничения человеческого произвола. Собственно Бог у Канта – это и есть абсолютный нравственный закон: «..мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере».

Таким образом, утверждая, что мы познаём то, что сами конструируем (априорные формы познания), Кант приходит к агностицизму и в то же время показывает активный, творческий характер познания.

Этика Канта изложена им в работе «Критика практического разума»(1788). Человек, согласно Канту, принадлежит одновременно и к миру необходимости (природы), и к миру свободы. В мире свободы действует практический разум – самостоятельная и свободная воля человека, которая способна руководить его поступками и предписывать ему нравственный закон.

В качестве такого добровольного и всеобщего закона должен выступать категорический императив – безусловное нравственное повеление, которое носит характер нравственного долга и никак не связано с личным интересом или выгодой.

Основные положения категорического императива:

▪ относись к любому человеку как к цели самой по себе и никогда – как к средству;

▪ поступай так, чтобы твоё поведение могло стать всеобщим законом: не хочешь, чтобы тебя обманывали, не обманывай сам; не хочешь, чтобы у тебя крали, не кради сам и т.д.

Но как существо не только рассудочное, а и природное, человек зачастую предпочитает удовлетворение своих естественных потребностей в противовес нравственному долгу – категорическому императиву. Это противоречие, по Канту – источник зла, то, что наносит ущерб человеку и обществу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: