Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм усиливается момент релятивности, субъективизации понятия культуры как бесконечного текста через его деконструкцию, децентрацию, дискурсивный анализ языка культуры, её интерпретации как знаковой системы, состоящий из текста и контекста. Например, метод деконструкции Ж.Дерриды – показ того, что любой текст содержит большое число конвенциональных элементов и собственных кодов, когда взамен одного значения появляется множество других.
Постструктурализм выступил философской основой постмодернизма, важнейшим фактором появления которого явилась информатизация культуры, обусловившая переход от производства вещей (модерн) к производству знаков, символов, информации. Теоретики постмодерна: Ж.-Ф. Лиотар (1925-1998); М.Фуко (1926-1984)-поздний; Ж.Деррида (род. 1930); Р.Барт (1915-1980)-поздний; Ж.Делез (1925-1999); Р.Рорти (род.1931); Ж.Бодрийяр (род.1929). Многие постмодернисты – по образованию филологи и литераторы (Д.Джойс, С.Беккет, У.Эко и др.), что в значительной степени определило интерес к тексту, языковым играм с использованием так называемого двойного кодирования
По существу постмодернисты свели на нет прежнюю философскую проблематику: единого, сущего, объекта, истины и т.д. Философия становится у них особой формой интерпретации, согласно которой мир идеальных высших ценностей был выдуман разумом, который заставляет человека жить во имя идеалов и забывать об истинных ценностях своей жизни. Соответственно задача философии – не в создании идеалов, а в их разрушении. То есть человек не должен ничему поклоняться, т.к. всё, с чем он имеет дело, есть продукт случая и времени.
Ключевые понятия постмодернизма – плюрализм и деконструктивизм, предполагающий радикальный отказ от идей целого, универсального и абсолютного, от «гранд-нарративов», как и от аналитических процедур поиска смысла. Для этого философского направления характерно обоснование идеи множественности, многообразия в качестве исходных характеристик природы и общества. Он даёт современный пример сочетания онтологического плюрализма с плюрализмом гносеологическим.
При этом постмодерн не отказывается от возможности новых нарративов: перфоманс, симулякр, эффективность (но не истина), язык и коммуникация как источник легитимации знаний. В итоге – переход к лингвистической парадигме в философии, для которой характерна установка на: «размывание контуров», отказ от единой матрицы значений, мультикультурность дискурсов. Согласно последнему принципу, каждое общество в соответствии с его культурой и историей вырабатывает своё понимание истины и её критериев. Например, французский философ М.Фуко интересно иллюстрирует наличие разных дискурсов, т.е. ракурсов видения проблемы сумасшествия в разные исторические периоды.
Можно отметить, что постмодернизм и есть новый, формирующийся на основе информационной культуры иррационализм, выросший из признания символической и виртуальной реальности третьим, наряду с материальным и идеальным, типом реальности. Интересно и то, что постмодернистский текст устремлён к выработке альтернативных процедур и понятий, способных «схватить» полноту жизни в её текучести, изменчивости, многозначности. С другой стороны, это, конечно, во многом нигилистическое, провокативное учение.