Тема 24: налоговые преступления

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Около 60% зарегистрированных экологических преступлений совершаются группами лиц. Так, организованные группы, занимающиеся браконьерством оснащены быстроходным транспортом, новейшей техникой, средствами связи и оповещения, нередко вооружены, имеют коррумпированные связи. Их преступная деятельность носит масштабный характер, связана с нанесением колоссального вреда природе.

Нравственно-психологические характеристики лиц, совершающих эти преступления:

- злостные преступники характеризуются ярко выраженной корыстно-потреби­тельской ориентацией,

- некоторые уступают давлению неблагоприятных жизненных обстоятельств, например, вынужденные заниматься браконьерством вследствие материальных затруднений.

- для лиц, совершающих экологические преступления по неосторожности, характерны беспечность, безответственность.

Причины экологической преступности:

- неблагоприятная экономическая ситуация в стране;

- неэффективность или отсутствие технических средств охраны и очистки окружающей среды;

- низкая экологическая культура широких слоев населения, а также эффективность экологического воспитания и просвещения граждан;

- финансирование, техническая оснащенность, кадровое и иное ресурсное обеспечение природоохранных служб не соответствуют сложности решаемых ими задач.

Налоговую преступность нельзя признать принципиально новым общественно опасным социально-правовым явлением для России. В различные периоды в той или иной степени велась борьба с преступными нарушениями налогового законодательства, которая в отдельные годы приобретала исключительно острый характер. Например, в 1922 году по РСФСР за уклонение от государственных повинностей и налогов были осуждены 20 572 человека.

Первой уголовно-правовой нормой, предусматривающей ответственность за нарушение налогового законодательства, стала ст. 162-1 УК РСФСР. Она предусматривала ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуальной трудовой деятельностью или об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, а также за подобное уклонение в случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, либо за несвоевременную подачу декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за аналогичные нарушения.

В УК РФ законодатель отнес налоговые преступления к разделу VIII «Преступления в сфере экономики», поместив их в гл. 22 УК «Преступления в сфере экономической деятельности».

Налоговые преступления:

- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст 198 УК);

- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК);

- неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199-1 УК);

- сокрытие денежных средств либо имущества организаций или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199-2 УК).

Судить о состоянии налоговой преступности возможно при помощи методов экономико-правового анализа, основывающихся на использовании различной экономической информации.

О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели:

- значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;

- очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан (приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами;

- скрытая занятость населения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);

- рост объема денежной наличности, находящейся во вне-банковском обороте;

- обострение кризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная оплата);

- снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период ожидания сезонного роста поступлений налогов в бюджет;

- увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки;

- повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом).

Преступления в сфере налогообложения отличаются высокой степенью патентности. К ее основным причинам следует отнести отсутствие потерпевших и иных лиц, заинтересованных в их выявлении.

В результате совершения налоговых преступлений прежде всего затрагиваются интересы государства. Население же в основной массе относится к нарушителям налогового законодательства терпимо или даже сочувственно и не только не оказывает содействия государственным контролирующим и правоохранительным органам в их выявлении, но и способствует совершению преступлений. Зачастую работники предприятия знают о нарушениях налогового законодательства со стороны руководителей предприятий, но тем не менее крайне редко предпринимают какие-либо действия, для того чтобы воспрепятствовать этому.

Иными причинами высокого уровня латентности налоговой преступности являются:

изобретательность налоговых преступников;

эффективное сокрытие совершаемых налоговых преступлений;

отсутствие явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений;

наличие большого промежутка времени (от одного года и более) между моментом совершения и моментом выявления налогового преступления.

Основываясь на данных о зарегистрированных фактах налоговых преступлений, можно определить коэффициент налоговой преступности. Доля налоговой преступности в общей структуре преступлений экономической направленности, имевшей первоначально незначительные показатели, возрастает и становится сопоставимой с такими преступными проявлениями, как фальшивомонетничество (3,6%), незаконное предпринимательство (3,8%) и др.

Важным качественным показателем налоговой преступности является ее структура.

Так, 73,5% от общего числа налоговых преступлений составляют сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения. При этом более 55% преступлений данного вида совершалось в особо крупных размерах. Преступления, заключающиеся в противодействии или неисполнении требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов, составляют 21,8%, уклонение от подачи декларации о доходах — 3,7%, иные — менее 1%.

Статистика свидетельствует о том, что преступные посягательства, направленные на уклонение от уплаты налога на прибыль, составляют 43,6% от общего числа налоговых преступлений.

Основную налоговую нагрузку в Российской Федерации несут организации, поэтому наибольшее распространение получили преступления, связанные с исчислением и уплатой налогов с юридических лиц. Из общего числа юридических лиц лишь 16,6% вносят платежи регулярно, 49,8% имеют задолженность перед бюджетом и около 29,9% не представляют бухгалтерскую отчетность, не платят налоги или находятся в налоговом розыске.

На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 23,8% налоговых правонарушений; торгующих товарами народного потребления — 15,9%; занимающихся оказанием услуг — 12,1%; осуществляющих финансово-кредитные операции — 9,3%; торгующих недвижимостью — 7,9%; производящих продукцию металлообработки и машиностроения — 7,2%; осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку — 5,1%; предприятий металлургии — 1,8%; производителей химической и нефтехимической продукции — 1,5%; производителей электроэнергии — 0,7%.

Для большинства налоговых преступников уклонение от уплаты налогов является само собой разумеющимся действием (порой частью бизнес-плана), совершаемым с заранее обдуманным умыслом, хотя и сопряженным с некоторой долей риска быть обнаруженным.

Характеристика личности налоговых преступников:

- наличие определенного уровня достатка (как правило, выше среднего);

- достаточно высокий интеллектуальный уровень, знание основ налогового законодательства;

- способность оплатить услуги консультантов, адвокатов;

- относительно высокий социальный статус;

- самоуверенность (иногда доходящая до прямого демонстрирования своего превосходства над коллегами, подчиненными, сотрудниками контролирующих и правоохранительных органов);

- прагматизм (элементы практичности и рационализма);

- ориентация на достижение успеха (прочная установка на достижение поставленной цели, называемой иногда рыночной ориентацией);

- разветвленные социальные связи в различных сферах (в том числе в правоохранительных органах и иногда в преступном мире).

Социально-демографическая характеристика налогового преступника:

- 74% случаев налоговыми преступниками являлись мужчины (это обусловлено тем, что среди руководителей предприятий мужчины составляют большинство;

- средний возраст злостных неплательщиков налогов — 38 лет (наибольшее количество совершаемых налоговых преступлений приходится на лиц, находившихся в возрасте от 31 года до 40 лет, — 36% и от 41 года до 50 лет — 36%);

- среди мужчин число состоявших в браке составляло 78%, у женщин этот показатель ниже — 54%;

- такие преступники преимущественно городские жители (в сельской местности проживает около 8% преступников);

- ранее судимы — 7%.

Из общего количества привлекавшихся к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов руководителей 78% занимали должности руководителей негосударственных коммерческих предприятий, 14% — общественных некоммерческих организаций, 6% — организаций, в которых доля государства составляла более 50%, и 2% — государственных бюджетных организаций.

На предварительном следствии и в ходе судебного разбирательства полностью признали свою вину и раскаялись в содеянном 46% подсудимых, частично признали вину — 27% и не признали вину 29% привлекаемых к уголовной ответственности лиц.

Налоговые преступники отличаются высоким образовательным уровнем. Высшее образование имеют 64% от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления.

Разграничение данных лиц по социальному и должностному положениям свидетельствует, что из них частными предпринимателями являются 47,2% от общего количества привлеченных к уголовной ответственности по налоговым составам преступления, служащими — 36,2%, безработными (лицами без постоянного источника доходов) — 2,7%, пенсионерами — 0,8%, государственными служащими — 0,33%, служителями культа — 0,015%, лицами иного социального положения — 12,75%.

Подавляющее большинство налоговых преступников составляют руководители организаций — 82,95%.

Одной из причин налоговой преступности является нравственно-психологиче­ское состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к существующей системе налогообложения. Такое отношение в немалой степени объясняется низким уровнем их налоговой культуры. Принимая это во внимание, главным направлением деятельности по предупреждению налоговой преступности следует признать повышение уровня налоговой культуры населения. Это прежде всего предполагает широкое информирование населения о налоговом законодательстве и его применении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: