Основные параметры, отличающие массовую коммуникацию от групповой – количественные.
Общие условия функционирования массовой коммуникации:
- массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т. п.);
- социальная значимость информации;
- наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность.
Массовость как определяющая характеристика массовой коммуникации создает, фактически, новые сущности в коммуникационном процессе. Участниками процесса общения считаются не отдельные индивиды, а мифологизированные собирательные субъекты: народ, партия, правительство, армия, олигархи. Даже отдельные личности предстают как имиджевые мифологемы: президент, лидер партии, медиа-магнат и т.п. Современные исследователи приходят к выводу о том, что функция информирования в массовой коммуникации уступает место функции объединения, а вслед за ней – управления, поддержания социального статуса, подчинения и власти.
|
|
Проблема коммуникации и власти, взаимной ответственности за сообщения и их последствия становится определяющей проблемой современного гражданского общества.
(ЛОГОМАХИЯ)
Основные аспекты концепции языка и власти французского социолога П. Бурдье (Pierre Bourdieu), автора теории праксиса, связаны с признанием существования
- разных языков и разного права на речь – отсюда возможность цензуры (Я, как президент, со всей ответственностью заявляю), сообщать новости (ведь в газете же написано!), выносить суждения (Кто я такой, чтобы судить, а они там вверху лучше нас знают);
- трех видов капитала: экономического, культурного и символического, и – что самое главное и иногда опасное – возможности их взаимной конвертации; политический лидер или продвигающая продукт на рынок фирма стараются приобрести максимальный символический капитал не ради искусства: корпоративный имидж фирмы или государственный пост позволяют легче пополнять капитал первого типа;
- лингвистического рынка, где символический товар позволяет получить прибыль, отсюда разные стратегии поведения на этом рынке, связанные с различным статусом в разделении символической власти, различным правом на речь (агрессия; снисхождение; взаимопонимание; и совсем уж фантастическое – возвышение адресата отправителем сообщения).
Приемы осуществления целей разноообразны:
- коммуникативная агрессия: прямая (обвинения, хамство, символика партии вместо государственной и т.п.) и косвенная (кодовая): агрессивное навязывание фразеологии, символики, а вместе с этим – мировоззренческого блока (развитой социализм, антитеррористическая операция и др.);
|
|
- регулировка права на сообщение: лишение слова как агрессия (право принадлежит ведущему собрание) вплоть до прямой или косвенной цензуры (запрет определенных СМИ);
- постоянное воспроизводство отношений властной иерархии, поддерживающее эти отношения: снисходительные слова начальника по отношению к подчиненным (родненькие вы мои – в устах генерала по отношению к раненым солдатам);
- мимикрия функций и участников коммуникации: часто использование средств коммуникации по прямому назначению, с явными намерениями может навредить результату, в этом случае коммуникант «притворяется». Например, цыганки уже не спрашивают: Маладой, спрасить можна? (испрашивание разрешения на начало общения), вводный вопрос теперь такой: Как проехать на автовокзал? – это умиляет в устах цыганок, промышляющих здесь всю жизнь. Агрессивное начало коммуникации уже не предполагает испрашивания разрешения, агрессивность притворяется жалобным вопросом или просьбой.
В предвыборном политическом дискурсе директив Отдай мне власть, фактически, притворяется ассертивом (описание всем известного положения дел в негативе) или комиссивом (обещания, которые никогда нельзя выполнить). Информативная функция минимальна. Единственная цель политического дискурса – достижение власти (символический капитал), рекламного дискурса – получение прибыли (экономический капитал).
В современной России наблюдается и тенденция получения культурного капитала путем конвертации капитала денежного или властного. Так, система платного образования порой пример извращенной коммуникации: Я вам заплатил, давайте диплом. Основная функция педагогического дискурса отходит на второй план, когда деньги или авторитет власти напрямую обмениваются на дипломы и ученые степени. Концепция Бурдье, таким образом, объясняет фрейдовскую связку стремления к знаниям и стремления к власти.
Социальная значимость массовой коммуникации заключается в соответствии определенным социальным запросам и ожиданиям (мотивированность, формирование общественного мнения), воздействие (обучение, убеждение). В каком-то смысле, лучше воспринимается то сообщение, которого ждут (пример: предвыборная коммуникация В.В. Путина содержала взаимно противоречивые сообщения для различных целевых групп).
Взаимоотношение источника и получателя в массовой коммуникации также приобретает качественно новый характер. В качестве отправителя сообщения выступает, как уже было сказано, общественный институт либо мифологизированный индивид. Получателем являются целевые группы, объединяемые по некоторым социально значимым признакам. Задача массовой коммуникации – поддержание связи внутри групп и между ними в обществе. Фактически, такие группы могут создаваться в результате воздействия массовых сообщений (электорат новой партии, потребители нового товара).
Не следует считать, что целевые группы и общество в целом являются пассивными «кроликами» в массовой коммуникации. Их воздействие на процесс проявляется,
1) в учете «фактора адресата» составителями сообщения,
2) в реальном отзвуке сообщения, последствиях в виде общественных действий, а с учетом развития современных средств связи – и в возможности интерактивности.
Технические средства в массовой коммуникации включают:
- средства массовой информации (СМИ: пресса, радио, телевидение, интернет),
- средства массового воздействия (СМВ: театр, кино, цирк, зрелища, литература),
- собственно технические средства (почта, телефон, телефакс, модем).
Массовой коммуникации свойственна многоканальность:используются визуальный, аудитивный, аудитивно-визуальный канал, устная или письменная форма коммуникации и т.п. Появилась техническая возможность двунаправленной коммуникации, как открытой (интерактивность), так и скрытой (реакция слушателя или зрителя), взаимного приспособление отправителя и получателей. Поскольку выбор каналов и приспособление осуществляются под влиянием общества и групп получателей, иногда говорят: СМИ – это мы сами.
|
|
Особенность массовой коммуникации, как указывает У. Эко, в том, что есть общего в разных способах коммуникации (газета, кино, телевидение или комикс). Итальянский исследователь отмечает, что индустриализация средств коммуникации изменяет не только условия приема и отправки, но и сам смысл сообщения, то есть, тот блок значений, который задумал передать автор, независимо от способов распространения. Массовая коммуникация, согласно У.Эко, появляется в то время, когда имеется
· общество индустриального типа, внешне сбалансированное, но на деле насыщенное различиями и контрастами;
· каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение не определенными группами, но неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение;
· группы производителей, выпускающих сообщения промышленным способом.
Функции коммуникации. Фактически, массовая коммуникация – это условный термин: «все» не общаются, на деле происходит общение между социальными группами, укрепляющее или расшатывающее существующую общественную структуру. Видимо, именно эта функция (объединения, социоцентрическая) и должна признаваться главной в массовой коммуникации. В то же время, по традиции, иерархию функции массовой коммуникации начинают с информационной (обозрение окружающего мира). Важную роль играют: регулирующая (воздействие на общество и познание его через обратную связь) и культурологическая функции (сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению). Ряд исследователей добавляют развлекательную функцию.
В.П. Конецкая выделяет три группы теорий, ориентированных на преобладание той или иной ведущей функции массовой коммуникации: а) функция политического контроля; б) функция опосредованного духовного контроля; в) культурологическая функция.
|
|
Глобализация массовой коммуникации в конце XX века выразилась в развитии всемирной компьютерной сети Интернет. Наличие возможности почти мгновенной связи с одновременным использованием визуального и аудиального канала, текстового и невербального сообщения качественно изменило общение. Появилось понятие виртуальной коммуникации. В каком-то смысле, сама сеть не является средством массовой информации, ее можно использовать и для межличностной, и для групповой коммуникации. В то же время, те возможности, которые она открывает именно для массовой коммуникации, свидетельствуют о начале новой эпохи в развитии коммуникативных систем.
Можно сказать, что коммуникация в природе и обществе прошла следующие стадии:
а) тактильно-кинесическая у высших приматов,
б) устно-вербальная у первобытных народов,
в) письменно-вербальная на заре цивилизации,
г) печатно-вербальная после изобретения книги,
д) многоканальная, начинающаяся в современный момент.
Литература:
1. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. Глава 3. Организация. СПб.: Изд-во Буковского, 1995 (1997).
2. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. Глава 3. Глава 5. Глава 6. М.: Центр, 1998.
3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. Глава X, XI, XII.
4. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М.: Ось-89, 1998.
5. Лапинская И.П. Русский язык для менеджеров. Воронеж, 1994.
6. Язык и массовая коммуникация. М., 1984.
7. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.
Вопросы для обсуждения:
1. Проанализируйте себя как члена и как лидера группы с точки зрения сформированности коммуникативных навыков.
2. Составьте диаграмму коммуникационных потоков в студенческой группе, в вузе, в известной Вам организации (иерархическую и концентрическую). Составьте фокусированную диаграмму коммуникации для одного из сотрудников. Укажите направление коммуникационных потоков и виды сообщений, которыми обмениваются коммуниканты.
3. Практическое задание. Коммуниканты: начальник отдела маркетинга, четыре менеджера; коммуникативная задача и перспектива: обсуждение и определение маркетинговой стратегии фирмы на ближайший год. Сделайте коммуникативный прогноз.
4. Практическое задание. Коммуниканты: начальник отдела маркетинга, сотрудники; коммуникативная задача и перспектива: определить дату ежегодного совещания по проблемам продаж. Сделайте коммуникативный прогноз.
5. Проанализируйте многоканальность и направленность предвыборной коммуникации на примере региональных выборов.