Группа: роли, лидерство, коммуникация

Специфика массовой коммуникации и ее функции

Организация: структура, отношения, коммуникационные потоки

Группа: роли, лидерство, коммуникация

Групповая и массовая коммуникация

Лекция 7

Показатели экономической опасности в России в 1990-х гг.

Показатель Мировой уровень предельных показателей, % Россия (середина 1990-х гг.), % Ожидаемые последствия
1. Уровень падения производства 30-40   Деиндустриализация производства
2. Рост инфляции за год   80 (1998 г.) Падение уровня жизни населения
3. Доля импорта во внутреннем потреблении продовольствия     Зависимость от иностранных ресурсов
4. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума   28 (1998 г.) Возрастание бедности населения

Подобного рода угрозы национальной экономической безопасности возникали в 2007-2010 гг. в ряде стран в период современного мирового финансового и экономического кризиса.

Чтобы своевременно обнаруживать угрозу экономической безопасности, государственные органы должны проводить мониторинг (лат. monitor – предостерегающий) – систему наблюдений за ходом экономического развития страны и принимать высокоэффективные меры по обеспечению экономической безопасности страны.

Человек по природе существо социальное. Социоцентрический инстинкт призывает его объединяться в группы по различным интересам с себе подобными. Некоторые из таких групп достаточно стабильны и существуют длительное время (семья), некоторые создаются с определенной целью на небольшое время (участники бизнес-проекта).

Два основных конституирующих признака группы:

- общие интересы членов группы и

- коммуникация между членами.

Группа не может сформироваться без взаимообмена мнениями между членами

Основные типы групп:

Семейная группа: это недобровольная (родителей не выбирают), долгосрочная группа с разнообразными общими интересами (кровные связи, кровные узы). Первичная цель семейной группы – освоение человеческого языка и других средств коммуникации, обучение выживанию и поведению.

Неформальная группа: это дружеская группа, добровольная, необязательно долгосрочная. Общие интересы: игра, а также социализация, обучение и развлечение через игру. Здесь производится самоутверждение собственной индивидуальности (подростковые группы: тусовка, игра в дочки-матери, уличные и дворовые банды).

Формальная группа: это как добровольная (музыкальная школа, кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) группа, с установленным сроком и условиями членства (от дня до пожизненности), установленной структурой и взаимоотношениями между членами (устав школы, университета, партии; учредительные документы фирмы; неформальные «присказки» типа ты начальник – я дурак), установленными целями и задачами (например, образовательными: обучение и социализация; производственными: производство товаров, услуг, получение прибыли; социальными: реализация социальных задач и отношений). Помимо уставных задач формальные группы могут выполнять и неуставные. Сюда включается развитие взаимоотношений (совместные вечеринки и поездки на природу); социальная защита членов группы (медицинская и юридическая помощь, детские сады и дома отдыха); развитие личности и создание имиджа (профессор Йейльского университета; имиджевая идентичность поддерживается различного рода «речевками»: если тебе комсомолец имя, имя крепи делами своими); развитие природных задатков и талантов членов группы или препятствие этому (школа, тюрьма).

Характеристики группы:

- коммуникация между членами (взаимоотношения не обязательно бывают хорошие, они могут быть даже конкурентными и враждебными: как пауки в банке);

- общепризнанные для членов цели, интересы и задачи (без коммуникации общие цели не дают группы, например, толпа на автобусной остановке);

- общепринятая для членов система ценностей и норм поведения (Устав КПСС);

- выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей коммуникативного поведения в определенной ситуации (на собрании: председатель, секретарь, президиум; менее официальные: наш Наполеон и т. п.). Эти роли могут меняться со временем, развитием члена группы как личности: продвижение по службе, ребенок в японской семье: до восьми лет – господин, после восьми – раб, после шестнадцати – равный);

- распределение определенных ролей в рамках группы: каждый обладает определенным статусом (лидер – ведомый, начальник – подчиненный, преподаватель – студент);

- роль и identity (собственная личность) каждого члена группы поддерживается дополнительно вербальными и невербальными маркерами (Ваше величество, форма и т. п.).

Основные и дополнительные цели объединения в группы: достижение общей цели или сопротивление общей угрозе (объединяться за или против); получение ощущения принадлежности (собственной нужности) и безопасности. Собственная личность создается через различные общественные связи (говорю вам это, как коммунист; как работник этой фирмы, я...). Одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (отсюда – жаргоны, профессиональные языки, локальный юмор и т.п., вплоть до телесного гексиса: узнаю я выправку солдатскую).

Три основных фактора внутригрупповой коммуникации: роли, нормы и лидерство.

- Роли – это способ поведения, который считается подходящим для конкретной ситуации; сценарий поведения (написанный родителями, учителями, товарищами по партии и т. п.). Бывают и случаи сопротивления навязываемой роли (подростковый бунт и т. п.). Но и в случае сопротивления, и в случае жертвования частью собственной свободы ради интересов группы (например, тишина в зале во время концерта) мы видим проявление взаимодействия коммуникативной личности и среды, давления среды (в данном случае – группы). Роли проявляются в процессе коммуникации, в дискурсе как речедействии, ведь и сам термин роль заимствован из сферы драмы и означает «отрезок текста».

Индивид исполняет в жизни массу разнообразных ролей. Например, возможные общественные роли коммуниканта-мужчины, исполняемые им в том или ином месте, в то или иное время: семейные, социальные, производственные. Можно выделить и следующие виды ролей:

- возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик, здесь наблюдается культурно-историческая варьируемость границы между возрастами);

- половые (они ярко проявляются «по контрасту» при нарушении обычных характеристик роли: плачущий мужчина; сравните объятия и поцелуи у мужчин и женщин). С преувеличением или преуменьшением значимости разделения ролей по половому признаку связаны такие общественные движения, как сексизм, феминизм.

- классовые роли (существуют поведенческие стереотипы у высшего, среднего и низшего класса, что выражается в словах: откушать – есть – жрать, хавать, лузгать (семечки).

- Нормы или правила включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. Сравните разные модели разговора: одновременный разговор за банкетным столом в дружеской компании и поочередный за семейным обедом.

По мнению американского психолога Б. Такмана, коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии:

- формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения),

- протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок),

- нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм),

- сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).

Процесс формирования группы происходит в диалоге между личностью и другой личностью, или – личностью и совокупной личность, если коллектив уже сложился и в него вливается новый член. Основа формирования группы – взаимная уступка, здесь формируется консенсуальная сфера интересов и поступков.

Лидерство бывает четырех типов:

- автократия (один человек подчиняет других: семья определенного типа, монархия),

- охлократия (властью толпы, от фр. «позволяйте делать»), ср. анархия – мать порядка,

- демократия,

- коллективизм (формальное равенство, но функционально члены группы неравны; этот подтип критикуют за медленное принятие решений, не зря слово парламент в исходном фр. языке значило «болтовня»).

В любом обществе присутствуют и используются все виды, один из них обычно институционализируется (например, через конституцию в обществе в целом устанавливается подчинение власти царя или президента; через «негласные законы» мафии или семьи – власть крестного отца или матери).

Коммуникация в группе может делиться на:

- информативную (обмен информацией между членами группы) и

- конститутивную (направленную на поддержание отношений, на поддержание самой группы). Конститутивная коммуникация зачастую формальна: товарищ генерал, отдать честь. Основная функция такой коммуникации – фатическая и объединительная.

Правила коммуникативного поведения в группе включают:

- взаимное признание статусов как коммуникантов и как членов группы;

- публично оценивать достижения других (Молодец! Хорошая идея!);

- нужно уметь вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);

- уметь выразить согласие с групповыми действиями и решениями;

- уметь предложить нужную информацию группе (А почему бы нам не...);

- уметь оценить предложенные идеи (Не вижу ничего плохого в том, чтобы...);

- следует призывать других высказать свое мнение и дать необходимую информацию (ты у нас специалист, что ты думаешь о...);

- нужно уметь интегрировать различные идеи и информацию (такова институционализированная роль у руководителя предприятия на «пятиминутке» и т.п.);

- уметь предложить план совместных действий (А почему бы нам не...).

Тональность высказываний может быть различна, но предпочтителен демократический, совещательный тон, хотя в некоторых случаях люди даже ждут того, чтобы ими управляли. Руководить людьми надо так, как они хотят быть руководимыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: