Государственно-бюджетное регулирование развития национального хозяйства. Обеспечение экономической безопасности страны

Структура ВВП по источникам доходов в 2008 г., % к итогу

Валовой внутренний продукт Всего (100)
В том числе: оплата труда наемных работников   33,1
скрытая оплата труда наемных работников 12,5
чистые налоги на производство и импорт 20,2
валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы 34,2

Эффективное использование национальных счетов позволяет государству добиваться нормального состояния национальной экономики. Достижение равновесия основных экономических пропорций ведет к тому, что удается:

· уменьшать возможность кризисных спадов производства;

· снижать масштабы безработицы;

· сокращать инфляцию;

· улучшать внешнеэкономическую деятельность (соотношение экспорта и импорта);

· предупреждать и избегать угрозы национальной экономической безопасности.

Результаты национального счетоводства широко используются для экономических прогнозов: объема и структуры производства; расходов государства; инвестиций; потребления; налогообложения и др.

Без таких прогнозов невозможна успешная экономическая политика государства.

Мы уже видели в изучаемой теме, что государство выявляет интересы общества, определяет экономические показатели национального хозяйства, задачи и пути своей предпринимательской деятельности. Тогда становится ясно, что выполнение функций государственного сектора зависит от наличия достаточных по объему финансов (денежных средств).

Для понимания роли государственных финансов в регулировании национальной экономики важно обратить внимание на количественные и качественные изменения структуры и назначения финансовых ресурсов общества. Если в начале XX в. в ведущих западных странах через государственные финансы перераспределялось 9-18% национального дохода, то с 1960-1970-х гг. – 50% и более. Новые явления в развитии финансов обусловлены научно-технической революцией, расширением нерыночного сектора экономики, интернационализацией производства и усилением воздействия государства на экономику.

Финансовое регулирование национального хозяйства непосредственно осуществляется через государственный бюджет.

Государственный бюджет – смета, план доходов и расходов государства на определенный период времени, где указываются источники поступлений доходов и направления расходования средств.

Доходы государства поступают в его бюджет. При этом различаются федеральный бюджет, региональные бюджеты и суммы всех бюджетных доходов в консолидированном бюджете. Об источниках доходной части консолидированного бюджета можно судить по данным таблицы 23.

Таблица 23.

Структура доходов государственного бюджета в 2007 г. (в процентах)

Доходы консолидированного бюджета
  Налоги Отчисления на социальное страхование Прочие доходы
Россия 56,8 12,7 30,5
Германия 54,5 37,6 7,9
Великобритания 70,4 19,9 9,8
США 62,7 20,3 17,0
Франция 53,8 36,3 9,9

Из таблицы 23. понятно, что основную долю поступлений денег в бюджет составляют налоги. В связи с этим налоговая политика государства должна быть направлена на совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Ставка налога – это размер налога на единицу обложения.

Различают следующие ставки налогов:

· прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

· пропорциональные – единый процент уплаты налогов независимо от доходов;

· регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов.

Существенную роль играют косвенные налоги, такие, как налог на добавленную стоимость (НДС), которые включатся в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. В США и Канаде ведущим является налог с оборота (облагается вся валовая выручка от реализации товаров и услуг); уровень налога колеблется от 2 до 10%. В России ставка НДС с 2009 г. составляет 18%, ряд социально значимых товаров облагается по пониженной ставке 10%, а некоторые товары и операции освобождены от обложения этим налогом.

К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины – государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.

Исключительно важную роль в финансовом регулировании национального хозяйства играет расходная часть бюджета. Такое регулирование идет по следующим основным направлениям (рис. 15.).

Рис. 15. Современные направления государственного финансового регулирования экономики

Для расширения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государство активно проводит инновационные программы в своем секторе и стимулирует техническое обновление производства в других звеньях национального хозяйства. Средства государственного казначейства широко расходуются на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации (выплаты для покрытия убытков или для других целей) предпринимательскому капиталу в соответствии с различными государственными заказами. Важным направлением финансирования являются возросшие расходы на образование, изменение профессиональной структуры и повышение квалификации рабочей силы.

Национальные финансы играют важную роль в расширении государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответствуют закупки товаров и услуг на оборонные цели. Расходы государства на оплату оборонных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным для бизнесменов производство вооружения.

Регулированию экономики способствуют расходы на социальные цели. Об этом подробно будет сказано в 9-й теме лекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: