В. Н. Тростников

Цивилизационный подход к изучению православной культуры

Текст 1

Приложения

Замечательный русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» показал, что действующими лицами всемирной истории являются не народы и нации, как думали раньше, а большие наднациональные и многонациональные группы людей, которые он назвал «культурно-историческими типами». Сегодня такие группы получили название цивилизаций. Согласно Данилевскому, цивилизация не только может, но и должна состоять из нескольких народностей, ибо чем шире ее этническая база, тем она сильнее и пышнее.

Ныне понятие цивилизации является основным для социальных наук, по выражению знаменитого английского историка Арнольда Тойнби (1889-1975), «умопостигаемым полем исторического исследования», т.е. той исходной единицей, использование которой в науке позволяет наилучшим образом понять развитие человечества. Это развитие есть не что иное, как рождение, созревание и закат различных цивилизаций и их взаимодействие, диапазон которого простирается от плодотворного сотрудничества до смертельной вражды. Эта модель истории фактически общепризнанна и находит свое политическое отражение в доктрине многополярного мира.

За всю историю человечества Тойнби насчитал около двадцати цивилизаций. В середине прошлого века, по его мнению, их было пять. Столько же существует и сегодня, хотя некоторые из включенных в список Тойнби с тех пор сильно изменили свою природу. И каждая из них имеет свою культуру, характер которой диктуется ядром – типом исходного верования, а не этносом. Поэтому искусство арабов и узбеков сходно – они принадлежат к одной и той же Исламской цивилизации. А костел не похож на русскую церковь, так как поляки – католики, а мы – православные, хотя и мы, и они – славяне. Сравнительный анализ разных культур неопровержимо доказывает, что духовное притяжение много сильнее, чем расовое. В число современных цивилизаций входит и наша Русская цивилизация – одна из самых важных участниц нынешней жизни планеты.

Познакомимся с общей структурой, свойственной всякой зрелой цивилизации. Ее структура изображается схемой, приведенной на рисунке. Эта схема предложена аргентинским ученым профессором И. Андрушкевичем.

Всякая цивилизация начинается с образования ядра, в котором заложен ее «генетический» фонд. Что это такое? Это основы мировоззрения, иерархия ценностей, представления о добре и зле, о возможном и невозможном, правила поведения, регламентация семейных и общественных отношений, критерии приличного и неприличного. Коротко говоря, ядро – это установки, регулирующие внутреннюю и внешнюю жизнь человека. Совершенно ясно, что они должны быть одинаковыми у всех членов данной цивилизации, иначе никакого единого коллектива они не составят и цивилизация просто не состоится. Но это возможно только в том случае, если такие установки будут приняты на веру. Цивилизация состоится только в том случае, если ее ядром станут религиозные постулаты, или, как выражался Тойнби, «тип верования».

Схема зрелой цивилизации по И. Андрушкевичу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: