double arrow

II. Сущность революции в науке и технике

I. Предпосылки современной НТР

В XX столетии темпы развития общества стали происходить с такой силой, с такой интенсивностью, которая не наблюдалась ранее за всю предшествующую историю.

Основная причина всего этого заключена в появлении НТР и революции в производительных силах общества под влиянием НТР.

Научно-техническая революция интенсивно стала проявляться после второй мировой войны. Предпосылками современной НТР явились важнейшие открытия естествознания в конце 19- начале 20 столетия. К числу таких открытий относятся:

- открытие электрона и сложного строения атома ( структура атома была изучена в опытах английского физика Резерфорда, в 1910-1911 гг. им была предложена модель атома. В центре массивное ведро, вокруг которого перемещаются электроны );

- теория относительности Альберта Эйнштейна. 1905г.;

- изобретение радио Поповым, 1907 г. и развитие радиотехники;

- создание генераторов и трансформаторов переменного тока, что дало возможность к промышленному использованию одного из удобных видов энергии;

- открытие рентгеновских лучей и использование рентгеновских установок в научных исследованиях;

- создание теории генетики (возникновение учения генетики).

Эти и другие открытия привели к тому, что развитие науки и техники, особенно в послевоенный период, стало происходить революционно.

Развитие всегда происходит путём эволюционных и революционных изменений.

Эволюция – это количественные и качественные изменения несущественных свойств, черт, признаков объекта.




Революция – это качественные изменения основных, существенных свойств объекта .Применительно к науке и технике это означает коренное, качественное изменение содержания науки и техники.

Сущность революции в науке заключается в следующем:

1) происходит проникновение науки вот всё новые и новые области исследования (проникает в область структуры атома, в область микромира, в область субэлементарных частиц, в изучении внутриклеточного строения, макромолекулярного уровня, генной наследственности и др.), в силу чего постоянно обновляется содержание науки.

2) Наблюдается дифференциация наук и обратный этому процесс интеграции. Дифференциация – выделение из традиционных наук новых наук, например: из физики выделяются нелинейная оптика (теория лазеров) и формируется целая отрасль лазерной техники; появляется физическая химия (физколлоидная химия), появляется биохимия геохимия и др.



Процессы интеграции связаны с появлением обобщающих теорий таких как системный подход синергетика (рассмотрение систем живой и неживой природы общества с точки зрения термодинамических законов) и наибольший интеграционный эффект дает философия.

3) Наука развивается на индустриальной основе – это означает

а) что в научных исследованиях постоянно используются новейшие технические достижения;

б) развитие науки осуществляется непосредственно в производстве, происходит объединение науки с производством, создаются научно-производственные комплексы. Например: автомобильная промышленность, радиотехническая, агротехника и др.

Поэтому говорят, что наука становится непосредственной производительной силой.

Эти три момента определяют сущность революции в современной науке.

Сущность революции в технике заключается в следующем:

1) происходит использование в технике все новых и новых видов энергии и вещества.(Вначале тепловая энергия, энергия химических соединений и разъединений, электрическая энергия, атомная, солнечная энергия, с появлением нелинейной оптики, энергия лазерных генераторов.)

2) происходит постоянное обновление материальной основы технических систем ( например: в радиотехнике – сначала появляются детекторные радиопередатчики, радиоприёмники, затем появляются ламповые, затем полупроводниковые ® печатные схемы (современные теле и радиоприемники)).

3)Происходит передача, во все большей степени, техническим средствам интеллектуальной или умственной деятельности человека. Это имеет важнейшие значение для развития производительных сил современного общества.

В целом, в настоящее время происходит одновременная революция в науке и технике, она осуществляется в их единстве и взаимосвязи. Открытие в науке приводит к открытиям в технике. Изобретения и открытия в технике приводит к новым открытиям в науке.

Всё это приводит к тому, что единая научно-техническая революция совершается с ускорением, происходит лавинообразное нарастание открытий в науке и изобретений в технике.






Сейчас читают про: