II уровень абстрактно-теоретический

I уровень чувственно-эмпирический

Сфера духовной жизни.

Дух (от латинского спириту-с, spirits) – дуновение, тончайший воздух, дыхание.

Духовная жизнь включает в себя такие виды духовной деятельности:

занятие различными видами искусства (литература, живопись, музыка, театральная деятельность); деятельность в системе образования и воспитания;

научная деятельность и др.Все виды духовной жизнедеятельности являются результатом функционирования общественного сознания.

Общественное сознание, можно определить по аналогии с индивидуальным

сознанием.

Сознание индивида – это высшая форма психического отражения

действительности, в виде понятий, суждений,

умозаключений, идей, теорий.

Общественное сознание – это отражение общественного бытия. Оно

включает в себя социальные чувства, настроение,

идеи, теории, которыми руководствуются люди в

своей деятельности.

Исторически, общественное сознание представлялось в различных видах общностного сознания, а именно в виде: общностного родоплеменного сознания, - общностного сознания народности, - общностного сознания нации.

Общностное сознание функционирует благодаря сформировавшимся механизмам общностной памяти. Так, общностная родоплеменная память основывалась на механизмах памяти индивидов рода, племени, т.е. фактически память каждого индивида составляла элементарную ячейку общностной родоплеменной памяти.

Знания, традиции, жизненный опыт хранились в ячейках общностной памяти. Носителями этих знаний, опыта были пожилые люди, которые передавали знания, жизненный опыт из поколения в поколение.

Исторически сложилось так, что с возникновением народности появилась письменность, и в общностной памяти народности появились вещественные ячейки памяти, в виде рукописных, а затем печатных книг.

В современной общностной национальной памяти наряду с ячейками биологической памяти индивидов, сформировались такие вещественные ячейки памяти, как: книги, журналы, газеты, аудио, видеозаписи, ЭВМ, компьютерные системы.

Общественная память составляет материальную основу функционирующего общественного сознания.

Общественное сознание обладает сложной структурой.

В структуре общественного сознания выделяют два основных уровня:

I уровень чувственно-эмпирический возник в общественном сознании с появлением родоплеменного общностного сознания и на протяжении свыше 100 тысяч лет существования первобытнообщинного строя этот уровень преобладал, как основной уровень. Этот уровень является 1-ой ступенью в общественном сознании. Эта ступень присутствует в общественном сознании любой современной нации. Этот уровень состоит из двух подуровней:

- общественная психология

- обыденное сознание.

Общественная психология – это отражение действительности в человеческой психике, в виде социальных чувств, настроений, побуждений, мысли, привычек. Наиболее ярко социальная психология проявляется в эмоциях людей: в выражениях радости, гнева, недовольства и др. Человек даже может ещё не осмысливать какое-то событие в разуме, но начинает реагировать на него эмоционально (например: повышение цен, вызывает чувство беспокойства, озабоченности и др.). Хотя сам факт может быть ещё не осмысленным разумом.

Обыденное сознание – представляет собой отражение действительности на уровне понятий, суждений, умозаключений. На этом уровне функционируют знания поверхностные, неупорядочные о явлениях действительности. Обыденные знания формируются на основе практической жизнедеятельности людей. Это знания приобретённые людьми на протяжении всего жизненного опыта людей и передаются из поколения в поколение.

II уровень абстрактно-теоретический возникает исторически с возникновением классов, потому что в семьях привилегированной рабовладельческой знати создавались благоприятные условия для занятий умственной деятельностью.

Произошло разделение умственного и физического труда. Физический труд удел рабов, умственный – привилегия рабовладельцев. Появились люди, которые начали систематизировать, обобщать и упорядочивать в систему накопившиеся знания, а также приобретать новые знания. Это и привело к возникновению более высокого уровня общественного сознания – теоретического сознания.

Теоретическое сознание – представляет собой отражение действительности в виде теорий. Теория – представляет собой систему обобщённых и упорядоченных знаний, формируемых с целью объяснения окружающего мира человека и его отношения к миру.

Сначала теоретическое сознание представлялось в виде философии, т.е. философия включала в себя всю систему теоретических знаний. По мере накопления знаний и совершенствования методов познания из философии стали выделяться различные специальные теоретические учения (физика, химия, биология, логика, социология…)

Абстрактно-теоретический уровень содержит два подуровня:

- теоретическое сознание и социальная идеология

- научное теоретическое мышление.

1. Теоретическое сознание и социальная идеология. На этом подуровне функционируют различные теории, как истинные, так и ложные, религиозно-идеалистические и материалистические. На этом подуровне функционирует общественная идеология, которая представляет собой более или менее стройную систему взглядов, положений, идей (политических, философских, нравственных, религиозных) создаваемых с целью обоснования интересов той или иной социальной группы, класса. Более высоким подуровнем является второй подуровень.

2. Научное теоретическое мышление. На этом уровне формируются научные теории, система теоретических знаний, доказанная экспериментами, опытами и научными фактами.

На этом уровне отсутствует общественная идеология и религиозно- идеалистические учения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: