Необходимость и случайность

Как уже было сказано выше, между причиной и следствием существует объективная необходимая связь, хотя следствие не обязательно является необходимым, ибо оно может быть и случайным явлением.

Что же представляет собой категории «необходимость» и «случайность»?

В истории философии долгое время философы отождествляли необходимость с причинностью, а так как беспричинных явлений нет, то объективно существующей признавалось только необходимость. Как правило, философы отказывали случайности в ее объективном существовании и считали, что случайностью является, то причин чего мы не знаем и знать не можем. Другими словами, под случайностью понимали некое субъективное понятие, которым люди прикрывают свое собственное невежество.

Античный философ Демокрит написал так: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком – нибудь основании и в силу необходимости». Поэтому «люди измыслили идол случая, чтобы прикрыть свою собственную нерассудительность».

Голландский философ Б. Спиноза полагал, что «случайной… какую–либо вещь называют единственно по несовершенству нашего знания».

Французский философ – просветитель XVIII в. П. Гольбах отмечал: «Мы называем случайными явления, причины которых мы не знаем, которых, из за своего невежества и неопытности, не можем предвидеть».

Все выше названные мной философы практически отождествляют необходимость с причинностью, а случайность с беспричинностью. А так как беспричинных явлений не существует, то и отсутствует случайность.

Но ведь отрицая объективное существование случайности, сторонники подобной точки зрения, по сути, низводят необходимость до уровня случайности.

Так, цитируемый нами выше П. Гольбах утверждал, что «излишек едкости в желчи у фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого–нибудь монаха, прихоть какой-нибудь женщины являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны, чтобы посылать миллионы людей на бойню, чтобы превращать в руины города, разрушать крепости, чтобы погружать народы в нищету и траур, чтобы вызывать голод и заразные болезни и распространять отчаяния и бедствия на длинный ряд веков».

Ф. Энгельс подверг резкой критике эту точку зрения, подчеркнув при этом, что «если все в мире одинаково необходимо: и то, что в этом стручке 5 горошин, а не 4 или 6, что хвост этой собаки длиной в 5 дюймов, а не длиннее или короче, что между небесными телами проявляется закон всемирного тяготения, или то, что одна форма энергии превращается в другую, сохраняя ее количество, наступает с одинаковой неизбежностью – то здесь не случайность поднимается до уровня необходимости, а наоборот снижается до уровня случайности».

Объективный характер случайности отрицают представители фатализма (от лат. fataliz - роковой), полагающие, что в мире, в жизни общества и отдельного человека все изначально предопределено богом или судьбой, роком, сила которых носит неотвратимый характер.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что, хотя все предметы или явления причинно обусловлены, тем не менее, причинно - следственная связь может носить разновременной характер: в одних случаях она проявляется и наступает неизбежно, в других же случаях, она может как наступить, так и не наступить, т.е. быть случайной.

Дадим определение необходимости и случайности.

Необходимость – это философская категория в которой отражаются устойчивые и существенные связи между явлениями, причем, наступление явления – причины в обязательном порядке влечет за собой обязательно адекватно – определенное явление – следствие.

Случайность – это философская категория, в которой отражается то, что вытекает не из глубин внутренних существенных связей и отношений, а из побочных внешних связей, и в силу этого это может совершиться, а может и нет, может произойти так, а может – иначе. И та, и другая категории существуют объективно, причем они тесно связаны между собой особой диалектической связью. Любой предмет, любое явление в одно и то же время и необходимо, и случайно. Одни его свойства и взаимосвязи обусловлены внутренними причинами, выражая природу составляющих его элементов, другие – внешними, его взаимодействиями с окружающим миром (например, в живом организме есть видовые, т.е. необходимые, признаки и индивидуально – случайные). Вот почему случайность – есть форма проявления и дополнения необходимости.

При соответствующем изменении условий необходимость и случайность взаимопереходят друг в друга.

Здесь следует обратить внимание на то, что существуют две формы необходимости: 1) динамическая – согласно которой имеет место однозначная, жесткая обусловленность следствия причиной (если мы посадим зерно пшеницы, то обязательно вырастет – пшеница, а не рожь).

2) статистическая, согласно которой имеет место неоднозначная, вероятностная обусловленность следствия причиной.

Скажем, вы бросаете монету и не знаете, что выпадет «орел» или «решка», но, в конечном итоге, достаточно большое количество бросаний приводит к количеству «50» на «50», т.е. независящему от случая. Статистическая необходимость базируется на законе больших чисел, согласно которому суммирование большого числа случаев или отдельных предметов ведет к тому, что их случайные отклонения в ту или иную сторону нивелируются и образуется некоторая необходимая тенденция.

Другими словами, необходимость проявляется через большую массу случайностей.

Например, сила, с которой ударяет та или иная молекула газа о стенки сосуда, является случайной, зависит от множества разных обстоятельств, но между тем, через всю эту массу отклонений проявляется тенденция (закономерность): сила, с которой молекулы газа ударяют о стенки сосуда, обратно пропорциональна объему газа.

Таким образом, в системе причинно – следственных связей причина может породить случайное или необходимое следствие.

Если то или явление или событие еще не наступило, но может стать причиной, то говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Для анализа данного факта используются такие категории диалектики как «возможность» и «действительность».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: