Лекция № 8. Духовная жизнь общества – это философская категория, в которой отражается реальный процесс жизнедеятельности людей

Духовная жизнь общества – это философская категория, в которой отражается реальный процесс жизнедеятельности людей, связанный с производством духовных ценностей в ходе духовного общения людей, направленного, в конечном счете, на удовлетворение ими духовных потребностей.

Вопрос. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: ИХ СООТНОШЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Проблема духовности, проблема сознания, как уже говорилось, является и сегодня наиболее актуальной в современной философской мысли. Достаточно указать на такие работы:

Крымский А.Б. Контуры духовности: новые аспекты идентификации – Вопросы философии, 1992, № 12; Пролив В.Т. Духовность и бытие человека. Киев, 1992; Франк С. Духовные основы общества. М., 1992; Э. Фромм. Духовная сущность человека – I Философские науки, 1990, № 8,9; Афонов А.П., Социализация индивида как субъективно – объективный процесс – Донецк, 2001; В.А. Кутырев Проблема духовности… Вопросы философии, 2001, №8 и др.

Трансформация и интеграция духовности, сознания в сферу общественной жизни всегда носили и носят специфический характер. С одной стороны, сознание, духовность в целом по своей сути носят общественный характер, а с другой, духовная жизнь общества, общественное сознание обладают «своими» сущностными характеристиками.

Духовность в философской литературе определяется по разному: через ее противопоставление бездуховности, осмысление ее через систему моральных, нравственных ценностей, через сопоставление с культурой или эгоизмом и т.д.

При всем многообразии точек зрения по этому вопросу, все же следует обратить внимание на то, что духовность представляет собой сверхчувственную, сверхрациональную реальность, в которой специфически трансцендентным образом отражается мир, космос, душа, идеальное, их внутренняя и внешняя гармония. Именно в духовности, в духовном начале античные философы видели разгадку человеческого бытия и бытия мира. Именно в духовности они видели то истинно вечное, к познанию которого стремился, стремиться и будет всегда стремиться человек.

Стремление к постижению философской мудрости – это устремленность к духовному постижению мира как к высшему этапу в индивидуально – личностном развитии человека, студента.

Что же собой представляет понятие «духовная жизнь общества» и «общественное сознание»?

Долгое время понятие «духовная жизнь общества» употреблялось как синоним понятия «общественное сознание» и практически не имело самостоятельного определения. Кроме того, порой в литературе мы встречаемся с точкой зрения, когда духовная жизнь общества рассматривается как духовное производство. И, наконец, еще одна позиция, согласно которой духовная жизнь общества отождествляется с культурой.

Очевидно, что приведенные точки зрения не отражают адекватно природу и сущность духовной жизни общества. Как мы определим это понятие?

В содержательном отношении в духовную жизнь общества входят духовное производство, духовное общение и духовные потребности.

а) Духовное производство – это особого рода деятельность людей, направленная на познание явлений природы и общества, на создание частных, общих и всеобщих представлений, идей, теорий о мире. Духовное производство – это всеохватный процесс, куда входит деятельность по созданию политических и правовых, философских и научных, эстетических и нравственных и т.д. идей, принципов, норм и правил. В системе духовного производства задействованы правовые и политические деятели, деятели литературы и искусства, ученые и философы, служители – [сановники] религиозно – духовного культа и.т.д. Одним словом, все те, кто связан с созданием идей, теорий, взглядов, концепций, т.е. духовного потенциала общества.

б) Духовное общение – это процесс коммуникативных связей между людьми в системе образования и воспитания, в системе производства и воспроизводства и передачи информации (радио, печать, телевидение, кино, театр и другие зрелищные мероприятия)

в) Духовные потребности – есть не что иное как мотивы человеческой деятельности, побуждающие к духовному процессу и творчеству, детерминируемые, в конечном счете, интересами людей.

Само же содержание интереса обусловлено, во-первых, самим характером потребностей, их природой и сущностью, и, во вторых, тем, насколько социальные условия жизни людей обеспечивают или не обеспечивают удовлетворение потребностей.

Сегодня перед нашим обществом стоит серьезная задача по формированию духовных потребностей и их реализации каждым человеком. Но, в конечном счете, они определяются достигнутым уровнем производства.

Таким образом, духовная жизнь общества – это жизнедеятельность людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей в процессе их производства и общения. Ее ядром и составной частью является общественное сознание.

Что представляет собой общественное сознание?

Либо оно есть всеобщее, вобравшее в себя деиндивидуализированное сознание конкретных его форм, либо нечто иное, не сводимое к сумме индивидуальных сознаний и не выводимое из них?

Анализ философской литературы показывает, что в разные времена, да и сегодня выделяются такие подходы, как гносеологический, социологический, онтологический, генетический и т.д. в осмыслении общественного сознания.

Кроме того, из учебника в учебник по философии «кочует» определение общественного сознания как совокупности политических, правовых, философских, эстетических, научных и религиозных идей, теорий, концепций. Поэтому следует согласиться с определением общественного сознания, которое мы предлагаем:

Общественное сознание есть особая, внутри себя организованная субъективносоциальная реальность, отражающая в себе объективно – всеобщие и универсальные взаимозависимости и механизмы социокультурной деятельности людей, В этом определении указано на 3 аспекта общественного сознания:

а) это особого рода субъективная реальность, имеющая право на существование;

б) в нем отражены различные аспекты общественного бытия;

в) она, эта реальность, детерминирована целым комплексом социокультурной деятельности людей.

В конечном итоге, общественное сознание является важнейшим компонентом и показателем общественно – исторического процесса всей цивилизации в целом, и каждой страны, в отдельности.

Будучи вторичным по отношению и общественному бытию, т.е. к материальной жизни общества, общественное сознание, вместе с тем, носит относительно самостоятельный характер. Чем это вызвано?

1. общественным разделением труда, которое детерменировало относительное обособление духовной жизни по отношению к материально й;

2. внутренними закономерностями развития и функционирования самого, собственно общественного сознания.

В чем же проявляется относительная самостоятельность общественного сознания?

1. в отставании общественного сознания от общественного бытия, в его функционировании и развитии. Это обусловлено как самой их природой, так и сущностью в рамках основного вопроса философии. Кроме того, общественное сознание более консервативно, ибо люди не так быстро стремятся сменить и изменить свои взгляды на жизнь, на мир, на социальную жизнь

2. в опережении общественного бытия общественным сознанием в ходе развития и внедрения прогрессивных идей, теорий, концепций в практику общественного бытия, если в них «схвачены» основные тенденции общественного развития.

3. в преемственности развития общественного сознания в целом и его форм.

Дело в том, что новые общественные идеи и теории не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе теоретического и методологического материала прошлых эпох. Только так образуется естественно – закономерная связь развития мировой истории через экономические подъемы и застои, прогресс и регресс, революции и эволюции и т.д.

4. Активная роль общественного сознания по отношению к общественному бытию.

Возникнув на основе экономического базиса общества, общественные идеи и теории оказывают обратное воздействие на него, как в позитивном, так и негативном смысле. Так, Ф. Энгельс в конце своей жизни разъяснял суть диалектико – материалистического понимания истории: «Политические, правовые, философские… воззрения основаны на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит не так, что только экономическое положение являются причиной, что только оно является активным, а все остальное – лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающий себе путь» (Ф. Энгельс. Письмо В Боргиусу, 25 января 1894г Маркс К., Энгельс Ф. Соч:, 2е изд., т. 39.-(с.175).

Кроме того, прогрессивная система общественных отношений способствует всецелой активности общественного сознания.

Какова же структура общественного сознания?

В ней можно выделить:

1. уровни общественного сознания (эмпирический и теоретический);

2. формы общественного сознания.

Эмпирический уровень общественного сознания – это уровень, основывающийся на человеческом опыте и практике, обусловленных повседневным трудом, деятельностью и жизнью людей.

Он включает в себя: а) эмпирические знания о мире, с помощью которых удовлетворяются самые разнообразные и необходимые житейские, будничные потребности человека (правила обработки земли, народная медицина и т.д.);

б) общественная психология, складывающаяся стихийно, на основе повседневных условий жизни (это - эмоции и чувства, переживания и сопереживания, настроения и привычки, иллюзии и предрассудки, традиции и черты характера у разных социальных групп и общностей людей).

Теоретический уровень, в котором фиксируется обобщенное и опосредованное отражение общественного бытия в форме законов. Основными элементами его являются наука и общественная идеология.

В литературе сложилось более 150 определений понятию науки. На мой взгляд, если их суммировать и обобщить, то можно дать такое определение: наука есть социально – организованная форма человеческой деятельности по производству и воспроизводству теоретических знаний, направленных на удовлетворение практики. Наука отражает бытие в логико – понятийной форме, т.е. средствами логического мышления. Будущее науки – в ее интеграции с производством на широкой теоретической и прикладной основе.

Несмотря на различие точек зрения по вопросу о сущности общественной идеологии, все же следует признать, что она есть форма осознания классами (обществом) своего отношения к социальной действительности, через призму коренных классовых интересов. Так или иначе, общественная идеология пронизывает собой все формы общественного сознания.

В конечном счете, содержание идеологии определяется:

1. характером и направленностью коренных интересов социальных субъектов (классов);

2. степенью совпадения или несовпадения коренных классовых интересов с объективными закономерностями, тенденциями общественного прогресса;

3. насколько решение конкретных социальных задач обеспечивает или не обеспечивает реализацию коренных интересов людей.

И последнее

Помимо уровней общественного сознания, в его структуру входят формы, среди которых выделим: политическое и правовое сознание, научное и религиозное, философское и эстетическое, моральное сознание и др.

В этих формах, которые мы определили как «социально объективированные мыслительные конструкции, вырабатываемые в процессе предметно – материальной деятельности людей по преобразованию мира», отражаются и находят воплощение социальные связи и отношения людей.

Будучи общественным, по своей природе, общественное сознание являет собой, в конечном счете, форму и продукт развития самого общественного производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: