Современная система взглядов на управление

Таблица 1.3

Таблица 1.2

Вклад в современную науку управления различных школ и научных направлений

Научные направления и ключевые положения концепций Основные идеи, используемые современным менеджментом
Научное управление и Классическая (Административная) школа (20-е гг.)
Научные принципы организации труда Рационализация трудовых операций Разделение труда в управлении Процессный подход к управлению Научный подход к менеджменту и его принципам Анализ способов выполнения работ Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий
Школы Человеческих отношений (30-е гг.) и Поведенческих наук (50-е гг.)
Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам
Теория принятия решений и Количественный подход (50-е — 60-е гг.)
Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов Применение методов количественных измерений Субъективный подход к оценке рациональности решений Использование количественных моделей, методов и измерителей при принятии решений
Системный (50-е гг.) и Ситуационный (60-е гг.) подходы
Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации Учет воздействия факторов окружающей среды Анализ ситуационных переменных Рассмотрение организации как целостной системы Значение анализа внешней среды для организации Принятие решений с учетом сложившейся ситуации
Теории Стратегии (70-е гг.). Инноваций и Лидерства (80-е - 90-е гг.)
Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой и разработка стратегии развития организации Инновационность как основа конкурентоспособного развития Лидерство вместо менеджеризма Разработка стратегии организации как фактор ее конкурентоспособности Инновационный подход к изменениям в организации Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством

Примечание. В скобках приведены годы, характеризующие начало активных разработок по данным направлениям.

Важным итогом теоретических разработок явилось формулирование принципов управления, практическое использование которых обеспечивало единство подходов к формированию систем управления организациями. Уже отмечалось, что автором первых принципов управления был А. Файоль. Они были разработаны в 20-е годы и с успехом использовались в течение многих десятков лет XX в. (табл. 1.3).

Принципы управления (20-е годы)

Принцип Содержание принципа
1. Разделение труда Специализация работ для эффективного использования труда работающего
2. Полномочия и ответственность Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы
3. Дисциплина Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины
4. Единоначалие Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником
5. Единство действий Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану
6. Подчиненность личных интересов Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами
7. Вознаграждение Получение работниками справедливого вознаграждения за работу
8. Централизация Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
9. Скалярная цепь Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии как непрерывная цепь команд («цепь начальников»)
10. Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте
11. Справедливость Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
12. Стабильность персонала Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
13. Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
14. Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации («в единении — сила»)

Нелишне напомнить, что в отечественных разработках того же периода большое внимание уделялось обоснованию принципов управления, учитывающих особенности социалистической системы хозяйствования. Результатом этой работы стали широко известные принципы управления социалистическим производством, применявшиеся для организации управления на всех уровнях.

Система управления любым объектом строилась в соответствии с принципами: демократического централизма, единоначалия и коллегиальности, единства политического и хозяйственного руководства, сочетания отраслевого и территориального подходов, планового ведения хозяйства, материального и морального стимулирования труда, научности подходов, ответственности, подбора и расстановки кадров, экономичности и эффективности, преемственности хозяйственных решений. Наряду с этим в отечественной науке управления активно разрабатывалась проблема законов и закономерностей управления социалистическим производством. Были сформулированы и обоснованы как объективно отражающие особенности управления социалистическим общественным производством законы единства системы управления, пропорциональности производства и управления, оптимального соотношения централизации и децентрализации, участия трудящихся в управлении, соотносительности управляющей и управляемой систем. Активно разрабатывались и другие теоретические проблемы управления.

Реформы, проводимые в нашей стране, позволят наряду с решением социальных и экономических проблем интегрировать народное хозяйство Российской Федерации в мировую экономику и занять в ней конкурентоспособное место. Для этого должны быть соблюдены по крайней мере два условия: реформы должны, во-первых, учитывать цели реформирования, особенности предшествующего развития и современного состояния экономики и управления нашей страны, во-вторых, в их основу должно быть положено фундаментальное знание современных принципов и механизмов управления, принятых в мировом сообществе. В связи с этим рассмотрим управленческие парадигмы, представляющие современные взгляды на роль и содержание управления в странах с рыночной и переходной системами хозяйствования.

Управленческая революция за рубежом

Современная система взглядов на управление (ее называют новой управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине текущего века страны-лидеры, т.е. страны, лидирующие по уровню производительности труда, констатировали начало перехода к эре постиндустриального, информационного, развития.

Научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциалов, особенно в годы второй мировой войны, привели к реструктуризации мировой экономики. Заметную роль в ней стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей и(или) основанные на прогрессивных технологиях. Производство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы и небольшие по емкости рынки. Отсюда — невиданный рост предпринимательских структур, образование большого количества малых и средних предприятий, усложнение системы связей между организациями. Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям внешней среды.

Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде сформировалась в 70—80-е годы. Ее охарактеризовали как «тихую» управленческую революцию, так как, несмотря на радикальность предлагаемых изменений, они могут вводиться постепенно, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся систем. Правомерность такой оценки отражают данные (табл. 1.4), позволяющие сравнить систему взглядов на управление в период индустриального развития («старая» парадигма, базирующаяся на трудах Ф. Тейлора, А. Файоля, Э. Мэйо и др.) и при переходе к экономике рыночно-предпринимательской ориентации («новая» парадигма, положения которой разрабатывали Т. Питере, Р. Уотермен. И. Ансофф, П. Дракер и др.).

В центре современных взглядов на менеджмент находится проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды, которые нередко диктуют стратегию и тактику организаций.

Использование в управлении системного подхода облегчает задачу рассмотрения организации в единстве их составных частей, неразрывно связанных с внешним миром. А это усиливает значение ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Важным элементом современной концепции управления является признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед людьми, работающими в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: