Лекция 3.
Субъекты финансовых правоотношений
Финансовые правоотношения могут быть классифицируемы по различным основаниям: по субъектам, объектам и по характеру общественных отношений.
Субъекты финансового права обладают разной правоспособностью. В зависимости от содержания правоспособности выделяются несколько категорий субъектов финансового права:
· Российская Федерация;
· субъекты Российской Федерации;
· муниципальные образования;
· государственные органы и их должностные лица;
· органы местного самоуправления и их должностные лица;
· организации (российские и иностранные);
· граждане (российские, иностранные, лица без гражданства).
· Защита прав и законных интересов субъектов финансово-правовых отношений осуществляется в административном и судебном порядке.
Предметом налогового права являются налоговые отношения. Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, имеющие властный характер, возникающие в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды; осуществления налогового контроля; применения мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства; обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Первым требованием является то, что налоги и сборы должны быть установлены надлежащим субъектом и в надлежащей форме.
Федеральные налоги и сборы могут быть установлены исключительно федеральным законодательным органом и исключительно в форме федерального закона (постановление КС РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П).
Во-вторых, устанавливаемые налоги и сборы должны быть предусмотрены статьями 13, 14 и 15 НК РФ (определение КС РФ от 9 апреля 2002 г. № 82-О).
В-третьих, законы о налогах и сборах должны приниматься с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры и вводиться в действие в соответствии с действующим законодательством. Особое значение имеет положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п.6 ст.3 НК).
Установление налога означает определение налогоплательщиков и элементов налогообложения: объекта налога, налоговой базы, налогового периода, ставки, порядка исчисления и сроков уплаты.
В настоящее время ст. 9 НК РФ относит к участникам налоговых правоотношений всего четыре категории лиц:
1) налогоплательщики (плательщики сборов);
2) налоговые агенты;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
К числу налогоплательщиков и плательщиков сборов относятся организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате соответственно налогов и (или) сборов (ст. 19 НК РФ);
3) субъекты, содействующие уплате налогов и сборов (налоговые агенты, банки, органы, осуществляющие сбор налогов). Налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (ст. 24 НК РФ).