Ценностные параметры бытия человека

Вектор развития философии XX в. во многом задан экзистенциальными проблемами человека. Аксиологические параметры бытия человека осмысливались прежде всего в философии экзистенциализма, психоаналитической философии, персонализме, неопротестантизме.

Философия накопила богатый арсенал понятий и категориальных средств для описания человека и объяснения его поведения в разнообразных проекциях. Для классической философии был характерен интерес к сущности человека – его специфической природы, особого закона его «внутренней» жизни. В философии марксизма этот поиск конкретизировался в содержании понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Взаимодействие этих понятий отражает последовательность движения мысли, постигающей человека в его единичных, особенных, всеобщих чертах.

Индивид Индивидуальность Личность
это понятие, подчеркивающее единичность человека как представителя человеческого рода Это понятие фиксирует неповторимость конкретного человека, обусловленную своеобразным сочетанием в нем биологического, психического и социального начал Данная категория призвана подчеркнуть социальную сущность человека, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена определенного общества

В современной философии акцентируется особый класс проблем человеческого существования, так называемые «экзистенциальные проблемы». Это проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире: проблемы жизни, смерти, смеха, стыда, любви, счастья, свободы, вины, смысла жизни и т. д. Объектом философского внимания становится повседневный, обыденный мир человека, в котором роль этих переживаний сопоставима (или даже выше), чем роль рассудочного, категориального самопознания и рационального мышления.

Особое значение в современных условиях приобретает рассмотрение проблем социального отчуждения и свободы человека, ставшей естественным и неотъемлемым достоянием людей в процессе длительного развития культуры и общества.

Вспомним, как трактуется проблема отчуждения и освобождения (эмансипации) человека в философии марксизма. А также в каком виде предстает дилемма отчуждения-свободы в экзистенциализме (только здесь она выражается другими словами: неподлинное бытие – подлинная экзистенция, или, к примеру, Das Man – Dasein).

Последние десятилетия XX в. отмечены возрождением интереса к человеческой телесности. В истории философии и культуры интерпретации телесности проецировались на соответствующее понимание природы (тело — Космос, тело — механизм, тело — организм и т. д.). Современная трактовка отмечает включенность человеческой телесности в сложный контекст коммуникативных связей и отношений человека. Тело выступает как социокультурный феномен, как знаково-символическая система, во многом определяющая культурный горизонт миропонимания человека.

На пороге нового тысячелетия актуализировалась проблема поиска новых типов интерсубъективной коммуникации. В частности, получил обоснование особый тип коммуникации и мышления — диалогизм, определяющий возможность понимания человеком мира и во многом задающий перспективы развития современной культуры и решения социальных проблем. Теоретические предпосылки темы диалогизма в человеческом бытии - интерсубъективность у Эдмунда Гуссерля, «философия диалога» еврейского мыслителя ХХ века Мартина Бубера (был учеником представителя «философии жизни» Дильтея и в то же время близок к Франкфуртскому неомарксизму), а также «философия поступка» отечественного мыслителя (кстати, белорусского происхождения) Михаила Бахтина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: