Космическая ориентация философской мысли

Религиозно-нравственные искания.

Эта линия философии представлена идеями «соборности» у славянофилов, «метафизикой всеединства»уВ.С. Соловьева, «новым религиозным сознанием» у Н.А. Бердяева, В.В. Розанова и др..

Философы стремятся выразить те глубины православия, которые не были раскрыты официальной церковностью, обновить христианство и приблизить на этой основе человека к богочеловеческому идеалу.

По Соловьеву, Бог и творение едины. Поэтому основная его философская идея – достижение «положительного всеединства» посредством не частного, а «цельного» знания, в котором неразрывно связаны религия, наука и философия. В основе «положительного всеединства» лежит триединство Бога как Истины, Добра и Красоты, проявляющее себя в мире посредством единства:

1) Сущего (Бога), Бытия (природы и человека), Идеи (божественной мудрости или души мира – Софии);

2) православной, католической и протестантских церквей («вселенская церковь», или «вселенское тело богочеловечества»);

3) церкви, государства, народа («свободная теократия»).

Человечество, по Соловьеву, соединяя в себе божественное и природное, выполняет миссию посредника между Богом и природой, ее освободителя и спасителя, т.е. со-творца Бога. Оно призвано видоизменить природу до ее «одухотворения» и завершить тем самым акт божественного творения мира.

Бердяев полагает, что, как в акте творения проявилась вся полнота Божественной любви, так в творческом акте человека проявится его ответная любовь. Смысл творчества – не в производстве культурных ценностей, считает он, а в достижении совершенства, творении бессмертной, благой жизни.

Эта ориентация развивалась в учениях мыслителей, исключительно всесторонних: Н.Ф. Федорова – энциклопедиста по размаху и глубине познаний, В.И. Вернадского – основоположника биогеохимии и радиогеологии, философа, К.Э. Циолковского – инженера-изобретателя, писателя и философа, А.Л. Чижевского – основателя гелио- и космобиологии, поэта, художника, П.А.Флоренского – священника, религиозного философа, физика, математика, искусствоведа, поэта и др..

Все они говорят о восходящем характере эволюции. Человек должен так чутко вписаться в естественные процессы, чтобы можно было по их образцу,но на высоком сознательном уровне, обновлять свой организм и строить новые органы. К идеям внутренне биологического прогресса принадлежат мысли Вернадского и Циолковского об автотрофном (самопитающемся) человечестве, ассимилирующем солнечные лучи и элементарные вещества среды и могущем стать бессмертным.

Ученые-мыслители отмечают тонкую взаимосвязь всего, что происходит на Земле, особенно биологических и психологических сторон земной жизни, с физическими явлениями космоса, утверждают необходимость выхода человечества в космос (Федоров, Циолковский).

Новый этап эволюции является сознательно активным, связан с ростом разума. Вернадским разрабатывается понятие ноосферы [22]. Под ней понимается новое состояние биосферы, а также область планеты, охваченная разумной деятельностью, преобразованная человеком. Но «регуляция» природы должна осуществляется существами действительно разумными и нравственными.

ТЕМА 10: ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: