Аналитическая философия

Это направление возникло как отклик на научный прогресс или его осмысление. Научный прогресс поставил вопросы об отграничении псевдонаучных проблем от научных, о выработке «позитивного», т.е. положительного, подлинного знания. Появилась идея, что философия должна разработать критерии для этого, в том числе прояснить положения науки и обыденные знания. Так появился позитивизм, прошедший в своем развитии ряд стадий:

1) ранний позитивизм (О.Конт, Г. Спенсер), провозгласивший основной принцип, согласно которому философия «изжила себя», поскольку наука становится сама себе философией, а потому философия из учения о «первоначалах бытия» должна превратиться в «слугу науки», а для этого стать исключительно ее методологией, построенной по образцу естествознания;

2) поздний позитивизм, или махизм (Э. Мах, Р. Авенариус), абсолютизировавший роль опыта в науке, доведя ее до принципа «вне опыта субъекта, так называемых «психических элементов», нет никакого объекта, т.е. «физических элементов», и тем самым возродивший на новом уровне развития науки субъективный идеализм Д. Беркли и Д. Юма.

В 20-е годы XX века возникает неопозитивизм или логический позитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, М.Шлик и др.), суть которого – в определении и обосновании истинности суждений, представляющих собой высказывания о фактах и согласованных между собой благодаря соблюдению правил логики. Ставилась задача развития логики, т.е. уточнения правил соединения слов в высказываниях и выведения одних предложений из других.

Разрабатывается метод проверки суждений на истинность. Им объявляется принцип верификации[19], т.е. указания четких условий, при которых утверждаемое суждение будет истинным или ложным. В качестве основного такого условия провозглашалась принципиальная возможность его непосредственной опытной проверки. Однако с помощью этого принципа не удалось отграничить истину от заблуждений (например, он не применим к высказываниям о прошлом или будущем, не могут быть верифицированы научные законы как и другие общие суждения типа «все люди смертны»). Истина оказалась слишком зависимой от индивидуальной опенки. Был даже предложен принцип конвенционализма, предполагавший выбор сетки понятий науки по соглашению между учеными. В результате аналитическая философия пришла к предельно субъективистскойтрактовке понятия «истина» и не сумела в силу этого выполнить задачу выработки универсального метода отграничения подлинных знаний от не подлинных.

В полемику включился К. Поппер с философской программой «критического рационализма», получившей также название постпозитивизма. Он обратил внимание на то, что некоторые теории обладают очень большой объяснительной силой. Нет такого факта, который бы Маркс или Фрейд убедительно не истолковали. Но ведь неменее убедителен и миф. А вот теория Эйнштейна со всеми фактами не согласовывалась (была подтверждена значительно позже своего выдвижения), но является по-настоящему научной.

Подлинная наука, считал Поппер, не должна объяснять всё, ибо какие-то факты её рано или поздно опровергнут. То есть отделить настоящую науку от псевдонауки можно, используя принцип фальсификации[20], т.е. опровергаемости, согласно которому лишь те теории могут признаваться научными, которые имеют относительный характер и потому в принципе могут быть «фальсифицированы», т.е. опровергнуты. Однако, как известно, истинность знания на любом историческом этапе его развития всегда относительна, а ложность может приобретать абсолютный характер, что делает принцип верификации недостаточно состоятельным критерием научности знания.

Проблемы динамики, закономерностей исторического роста научного знания в 60-90-х годах XX века исследует также философия науки (Т. Кун, И. Лакатос и др.). Так, Кун ввел в культурный оборот понятия «нормальная наука», «научная революция», «научноесообщество», «парадигма»[21], как

признаваемое всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает модель постановки и решения научных проблем.

ТЕМА 9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX – начала XX веков

  1. Исторические предпосылки, характерные черты и проблемы

Историческими предпосылками развития отечественной философии в XIX веке явились:

1. Культурные традиции, связанные с влиянием на духовную жизнь России православия как государственной религии;

2. Особенности общественного уклада жизни, прежде всего – сельского (общинность);

3. Традиции общественной мысли, зародившиеся ранее (X-XVII вв.) в трудах Владимира Мономаха, митрополита Иллариона и др.

4. Появление в XVIII в в России мыслителей мирового уровня (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев и др.) и их влияние на политическую и особенно культурную атмосферу общественной жизни.

5. Влияние на российскую духовную элиту западной культуры и философии, прежде всего идей французского Просвещения и немецкой философской классики;

6. Усиливший это влияние поход русских войск в Европу в 1813 г., позволивший сравнить экономический, политический и духовный уровень общественной жизни в передовых европейских странах с особенностями общественной жизни в России того времени.

Все это выдвинуло на первый план в русской философии XIX столетия проблемы исторической судьбы России в контексте мировой истории, а также проблемы нравственного совершенствования, как основы дальнейшего пути развития страны.

  1. Размышления о судьбе России: П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники.

Одно из центральных мест в российской философии вообще и в XIX – начале XX века в частности занимала проблема места и роли России в мировой истории и определение на этой основе путей ее дальнейшего развития. Крупнейшие российские мыслители отдавали дань ее решению. Но, пожалуй, наиболее остро и ярко поставил ее еще в первой половине XIX в. П.Я. Чаадаев. Будучи объективным идеалистом и мистиком, он делил мир на физический, для которого характерны определенные Богом протяженность вещей и их вращение относительно друг друга и духовный (человеческий), который характеризуетсямышлением, волей и нравственностью, также определяемыми Богом.

Критикуя русский абсолютизм и крепостничество, Чаадаев, прошедший с русской армией в 1813 году путь по Европе, вплоть до Парижа, отстаивал идею свободы личности на путях утверждения «истинного христианства», под которым он понимал католицизм.

Роль России в мире он определял из трех предпосылок: 1) научно-технического и социально-политического отставания от Запада; 2) нравственного ее превосходства перед ним; 3) исторически сложившейся в ней связи «западной» и «восточной» культурных традиций. Благодаря последним двум, полагал мыслитель, Россия может выполнить объединительную функцию, став «совестным» судом человечества.

В полемике между славянофилами (И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков) и западниками (А.И. Герцен, Т.Н. Грановский и др.) по поводу того, абсолютно ли самобытна история России или всего лишь своеобразна, формировалась так называемая «русская идея». К ееразвитию причастны также В. Соловьев, Н.А. Бердяев и другие русские философы.

В «русской идее» исходной является мысль о сверхъестественном призвании всех народов: «…идея нации есть... то, что Бог думает о ней в вечности», писал выдающийся русский философ В.С. Соловьев. Бог и история дают России право, считают русские религиозные мыслители, стоять в центре мировой цивилизации, так как принципы, которыми она руководствуется характеризуются всеохватностью религиозных взглядов и цельностью общинной жизни (в отличие от социально-политической или логической односторонности европейского миропонимания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: