Модель К.К.Платонова

Модель С.Л.Рубинштейна.

Модуль 2 // Психология личности

Тема 1. Личность

Понятие о личности.

Понятие «личность» нужно отличать от близких, но далеко не тождественных по психологическому содержанию понятий «человек», «индивид», «индивидуальность».

Понятие Психологическое содержание
Личность Человек в совокупности социальных, приобретенных качеств, которые проявляются в его отношении к себе и окружающим, являются устойчивыми, определяют его поведение и деятельность. Пример.
Человек Совокупность всех человеческих качеств независимо от их наличия или отсутствия у конкретного человека. Пример.
Индивид Конкретный человек в совокупности биологических свойств (анатомо-физиологических свойств тела и мозга). Основа развития личности в условиях социума. Пример.
Индивидуальность Сочетание психологических особенностей человека, которые создают его своеобразие, определяют отличие от других людей в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфере Пример.

Структура личности

Вопрос о структуре личности является одним из наиболее сложных и дискуссионных в психологии. Единой, общепринятой модели структуры личности не существует. Приведем примеры моделей структуры личности, разработанных отечественными психологами.

Направленность. Проявляется в потребностях интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, миропонимании
Знания, умения, навыки. Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности
Индивидуально типологические особенности. Проявляются в темпераменте, характере, способностях
Подструктура направленности. Объединяет отношения и моральные черты личности. Миропонимание, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения, убеждения. Выделяют уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность направленности
Подструктура социального опыта. Включает знание, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения
Подструктура форм отражения (психологическая). Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни
Подструктура биологически обусловленная. Объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности, патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга

Независимо от взглядов отдельных психологов, в разные варианты структуры личности включены такие психические свойства, как способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивы поведения и деятельности, социальные установки и т.п.

Среди зарубежных моделей структуры личности наиболее известной является психоаналитическая модель З. Фрейда. Вот ее краткое содержание. По Фрейду, личность имеет три составляющих «Ид», «Эго», «Суперэго». Ид - это врожденная часть личности, подсознание, которое включает унаследованный человеком от животных биологический опыт: инстинкты, глубинные влечения, мотивы и потребности.

Ид действует в соответствии с принципом удовольствия (хочу!). Эго - часть личности, самосознание. Оно ориентируется на принцип реальности (нужно!) и дает возможность принимать решения, разрешать реальные жизненные проблемы. Суперэго – часть сознания личности, порожденная социумом и представляющая общественную мораль. Оно руководствуется идеальными общественными представлениями и ценностями, действует как на уровне сознания, так и на подсознательном уровне. Пример.

Ид требует удовлетворения любой ценой и, бессознательно влияя на поведение человека, определенным образом направляет его психическую активность. Этому препятствует Суперэго. Поэтому между ними существует постоянный конфликт. Он разрешается с помощью Эго, которое пытается примирить обе стороны таким образом, чтобы потребности Ид были максимально удовлетворены, но при этом не были бы нарушенные нормы морали, принятые обществом. Пример.

Черты личности

Структура личности может быть экспериментально исследована. Один из возможных вариантов такого исследования разработан в русле теории черт (Г.Олпорт, Р.Кеттел). Согласно данной теории, люди отличаются друг от друга набором и степенью развития отдельных, независимых друг от друга черт. Пример: экстраверсия (разговорчивый – молчаливый, открытый – замкнутый, склонный к риску – осторожный); кротость (выдержанный – раздражительный, покладистый – упрямый, содействующий – противодействующий); добросовестность (аккуратный – неаккуратный, ответственный – безответственный, доброжелательный - недоброжелательный); эмоциональная устойчивость (спокойный – тревожный, неуравновешенный, минорный – мажорный); культура (интеллектуально развитый – неразвитый, тонкий – грубый, любящий искусство – равнодушный к искусству). Эти и другие черты могут быть исследованы с помощью специально разработанных психодиагностических методик. По их результатами составляется профиль личности, который является графической репрезентацией ее структуры. Пример: 16-факторный опросник Р.Кеттела.

Проблема устойчивости личности

Личность человека может существенно изменяться в течение жизни. У одних – личность приобретает устойчивость в детстве и потом существенно не изменяется. У других – устойчивость психологических особенностей проявляется только в возрасте от 20 до 40 лет. Первые в школьном возрасте не сталкиваются с противоречиями, не вступают в конфликты со взрослыми, ровесниками, социальными ценностями и нормами. Жизнь вторых в подростковом и юношеском возрасте отличается напряженностью, противоречиями и конфликтами.

Неустойчивость личности проявляется также в различных жизненных ситуациях. Многие свойства (пожалуй, за исключением интеллекта) являются ситуационно неустойчивыми (агрессивность, честность, саморегуляция, зависимость и др.). Интересно, что в типичных жизненных ситуациях соотношение между чертами личности, которые оцениваются с помощью личностных опросников, и социальным поведением, в котором эти черты проявляются, не превышает 30%.

Наиболее стабильными являются динамические особенности личности, связанные с анатомо-физиологическими факторами, свойствами нервной системы (темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия – интроверсия и т.п.).

В школьные годы сохраняется приблизительно половина качеств личности, присущих ребенку. Наиболее устойчивыми из них являются стремление к успеху, настойчивость, уровень притязаний (особенно высокий), интеллектуальные интересы. Кроме того, у девушек – эстетические вкусы и общительность. В юношеском возрасте – способности, ответственность, сила воли, доброжелательность, открытость.

Изменчивость личности можно рассматривать как важный механизм адаптации. Она свидетельствует об умении человека приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям жизни, и таким образом развивать личность.

ТЕМА 2. СПОСОБНОСТИ

Понятие о способностях

Способности - это индивидуально психологические особенности человека, от которых зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, успешность выполнения различных видов деятельности.

Природное (биологическое) и приобретенное (культурное) в способностях

Развитие способностей обусловлено тремя главными факторами:

1. Наследственность (передача генетической информации от поколения к поколению).

2. Влияние окружающей среды.

3. Волевые усилия самого человека.

Врожденными (присущими человеку с момента появления на свет) могут быть только задатки, то есть анатомо-физиологические особенности человека, которые создают предпосылки для развития способностей. Они влияют на скорость развития способностей, на уровень будущих достижений в профессиональной деятельности, но не предопределяют их. Пример: чувствительность и активность как основа различных способностей.

Задатки являются многозначными. Характерно, что они не имеют четкой направленности, а потому те же самые задатки могут быть исходными моментами для развития разных способностей. Пример.

Способности не являются врожденными, а формируются в течение жизни, развиваются на основании задатков под активным влиянием особенностей среды, воспитания и волевых усилий личности. В процессе развития способностей задатки не исчезают, а органично входят в их состав. Способности могут быть обнаружены и развиты только в процессе деятельности, которая требует их применения. Пример.

Виды способностей

Способности разделяются по их направленности или специализации.

Виды способностей Направленность
Общие // специальные Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении разных видов деятельности. Примеры: аттенционные (внимание), мнемические (память), умственные (мышление), имажинитивные (воображение), тонкость и точность движений, развитая речь и т.п. Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достичь высоких результатов в какой-то одной области деятельности. Примеры: спортивные, литературные, математические, педагогические музыкальные. В состав музыкальных способностей входят музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма и др. Общие и специальные способности органично связаны. Специальные формируются на основе общих под влиянием требований определенного вида деятельности. Примеры. В онтогенезе раньше других появляются музыкальные, художественные и математические способности.
Теоретические // практические Теоретические (умственные) способности определяют склонность человека к абстрактно-теоретическому отражению мира, научной деятельности. Пример. Практические способности – определяют склонность к конкретным практическим действиям. Пример. Высокоразвитые теоретические и практические способности редко совмещаются в личности одного человека.
Учебные // творческие Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Примеры. Творческие способности определяют успешность индивидуального творчества (создание оригинальных предметов материальной и духовной культуры, появление новых идей, открытий, изобретений). Примеры.
Социальные // предметные Социальные способности (способности к общению) – обеспечивают успешность взаимодействия человека с другими людьми. Пример. Предметные способности обеспечивают успешность взаимодействия человека с предметами материальной и духовной культуры, объектами природы. Примеры.
Профессиональные Обеспечивают успешность выполнения определенной профессиональной деятельности. В их структуре выделяют ведущие и вспомогательные свойства. Пример: в педагогических способностях ведущим являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний и др.; вспомогательными - артистизм, ораторские данные и др.

Успешность овладения любой профессиональной деятельностью и ее эффективное выполнение предполагают наличие ряда качеств, которые получили название профессионально важных свойств личности (ПВС). Известно, что отсутствие определенных ПВС может в определенной мере компенсироваться наличием других Пример: высокоразвитые организационные способности педагога как компенсация недостаточного развития коммуникативных способностей.

Однако, подобная компенсация может быть эффективной только для среднего уровня мастерства. Профессионалов высшего класса отличает очень высокий уровень развития большинства свойств личности, которые являются для них профессионально важными.

Независимо от характера и содержания конкретной профессии в структуру ее ПВС обязательно входит такое свойство личности, как работоспособность.

Одаренность, талант, гениальность.

Одаренность - это свойство психики, которое развивается в течение жизни и определяет возможность достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности. Ведущую роль в одаренности играют задатки т.е., врожденные предпосылки к развитию общих (интеллект, креативность, обучаемость) либо специальных (художественные, математические, шахматные и пр.) способностей.

Одаренный ребенок отличается от ровесников не только исключительно высоким уровнем развития определенных способностей, весомыми достижениями в каких-либо областях деятельности, но также некоторыми особенностями личности и поведения, которые не всегда можно объяснить влиянием воспитание. Это самостоятельность в выборе умственных задач для решения, постоянные попытки выяснить причинно-следственные связи предметов и явлений окружающего мира, яркие представления, преувеличенные страхи, увлечение сложными играми, бескомпромиссность, стремление понять такие явления как смерть, загробная жизнь, жизнь в космосе, выдвижение завышенных целей, повышенная чувствительность, презрение к менее одаренным детям и другие.

Талант – совокупность высокоразвитых способностей, которые предопределяют выдающиеся успехи в определенной профессиональной деятельность. Независимо от профессии и рода деятельности данная совокупность обязательно включает творческие способности. Пример.

Гениальность - наивысшая степень развития способностей, результаты проявления которых в профессиональной деятельности имеют историческое значение. Пример.

ТЕМА 3. ТЕМПЕРАМЕНТ

Понятие о темпераменте

Темперамент (лат. temperamentum - соответствующее соотношение черт) характеризует индивида со стороны динамических особенностей его поведения и деятельности (темп, скорость, ритм, интенсивность, энергичность, экспрессивность действий). Темперамент человека преимущественно зависит от генетически детерминированных особенностей нервной системы.

Главные компоненты темперамента - это:

1) общая активность человека (мера взаимодействия с внешней действительностью);

2) моторика (скорость, сила, резкость, ритм, амплитуда разнообразных движений, в т.ч., связанных с речью);

3) эмоциональность (особенности возникновения, хода и угасания эмоциональных переживаний).

Классическую теорию темперамента создал древнегреческий врач Гиппократ. Он связывал типы темперамента с гуморальными факторами – соотношением между четырьмя жидкостями, которые циркулируют в человеческом организме. Это кровь (сангвис), желчь (холе), черная желчь (мелайне холе), слизь (флегма). По мнению Гиппократа, если в организме доминирует кровь, это сангвинический темперамент, желчь – холерический, черная желчь – меланхолический, слизь – флегматический.

Гиппократ назвал открытое им явление «красисом», слово «темперамент» ввел в употребление древнеримский врач Галлен.

Свойства темперамента

Современные исследователи темперамента связывают его свойства, в первую очередь, с особенностями высшей нервной деятельности. На этом основании И.П.Павлов выделил три основных свойства темпераменту - силу, уравновешенность и подвижность нервной системы, процессов возбуждения и торможения. По его данным, четыре основных комбинации этих свойств совпадают с типами темперамента по классификации Гиппократа.

Пример. Сильный, уравновешенный, подвижный тип соответствует темпераменту сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный – флегматика; сильный, неуравновешенный, подвижный – холерика; слабый – меланхолика.

Свойства темперамента сходным образом проявляются в различных жизненных ситуациях и в течение жизни остаются практически неизменными. Но так бывает не всегда. Пример. Холерик, с детства страдающий каким-либо серьезным недугом и проводящий длительное время на больничной койке, может приобрести черты флегматика и т.п.

Типы темпераментов и их психологические признаки

Тип темперамента Психологические признаки
Холерический Высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкие движения, а также сила, импульсивность, и яркая выразительность эмоциональных переживаний. При отсутствии необходимого воспитания, холерику могут быть присущие таки черты, как несдержанность, горячность, неспособность к самоконтролю в условиях стресса. Пример: А.С.Пушкин.
Сангвинический Высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, выразительность эмоциональных переживаний, впечатлительность и подвижность. В то же время, переживания сангвиника поверхностны, а его подвижность при наличии стрессогенных факторов может приводить к потере необходимой сосредоточенности, к спешке. Пример: Ю.А.Гагарин.
Меланхоличный Низкий уровень нервно-психической активности, сдержанность и «приглушенность» моторики и речи, склонность к сильным эмоциональным реакциям, глубина и стойкость чувств, при их слабом внешнем проявлении. При отсутствии необходимого воспитания у меланхолика могут развиться повышенная эмоциональная впечатлительность, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям. Пример: М.В.Гоголь.
Флегматичный Низкий уровень активности и неумение переключаться, медлительность и спокойствие в действиях, мимике и речи, уравновешенность, постоянство, глубина чувств и настроений. При неадекватном воспитании у флегматика могут развиться вялость, невыразительность эмоций, склонность к стереотипным действиям. Пример: Г.К.Жуков.

Ни один из типов не существует в «чистом виде». Реальный темперамент человека включает особенности, присущие разным его типам. Пример.

Нет «хороших» и «плохих» темпераментов. Пример: повышенная чувствительность меланхолика, с одной стороны, создает определенные проблемы в повседневной жизни, с другой, позволяет успешно овладевать рядом профессий (поэт, композитор).

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности педагога.

Темперамент играет важную роль в профессиональной деятельности и должен учитываться в процессе выработки индивидуального стиля деятельности любого специалиста.

Пример. К каждому уроку учитель-флегматик тщательно готовит задания на раскладной доске, необходимые иллюстрации, таблицы, систему вопросов, пытается предусмотреть вопросы учеников, продумывает ответы, готовит задание на тот случай, если в конце урока останется свободное время и т.п.

ТЕМА 4. ХАРАКТЕР

Понятие о характере

Характер – совокупность основных, наиболее устойчивых свойств личности (черт), которые сформировались на протяжении жизни и определяют типичное для личности поведение.

Подобных черт насчитывается несколько тысяч. Зная характер человека, можно предусмотреть, как он будет действовать в тех или иных условиях. Характер – это определенная программа поведения, в нем можно выделить ведущие и второстепенные черты. Есть цельные и противоречивые, сильные и слабые характеры. Примеры.

Характер обнаруживает себя в поступках и действиях, особенностях речи, внешнем виде человека, он может изменяться с возрастом.

Характер и темперамент

Характер не следует отождествлять с темпераментом, однако, они тесно связаны между собой. С одной стороны, особенности темперамента могут «маскироваться» чертами характера, если этого требуют условия социального окружения, профессиональной деятельности и т.п. Пример. Сдержанность, как черта характера, может «маскировать» природную импульсивность холерика, что очень важно в профессиях педагога, бизнесмена, политика.

С другой стороны, темперамент определенным образом «окрашивает» черты характера. Он также может способствовать или противодействовать развитию определенных качеств. Пример. Холерику или сангвинику легче, чем меланхолику или флегматику, сформировать у себя инициативность и решительность. Однако, для холерика может стать серьезной проблемой формирования сдержанности и самоконтроля, а для сангвиника – требовательности к себе и самокритичности.

Черты характера

Черты характера проявляются в том, как человек относится:

а) к себе («разумный» эгоизм, уверенность в себе, «нормальное» самолюбие, чувство собственного достоинства или противоположные черты);

б) к другим людям (уважительность, принципиальность, благосклонность, общительность, миролюбие, кротость, альтруизм, заботливость, тактичность или противоположные черты);

в) к вещам (бережливость, экономность, аккуратность, чувство вкуса или противоположные черты);

г) к делам (добросовестность, любознательность, инициативность, решительность, тщательность, точность, серьезность, энтузиазм, заинтересованность или противоположные черты).

Экстраверсия и интроверсия как черты характера

Экстраверсия и интроверсия (лат. extra – внешний, intro – внутренний, versio – вращать) являются базовыми свойствами личности, которые определяют психический склад и поведение человека.

Типичный екстраверт – человек, ориентированный на мир внешних объектов. Экстравертам присущи общительность, импульсивность, гибкость поведения, инициативность (но недостаточная настойчивость), высокая социальная адаптация (умение приспосабливаться к различным ситуациям общения) и т.п. Пример.

Типичный интроверт – человек ориентированный на собственный внутренний мир. Интровертам не свойственна общительность, они замкнуты, склонны к самоанализу, имеют затруднения в социальной адаптации, социально пассивны, но достаточно настойчивы в делах, которые имеют для них личностный смысл. Пример.

Акцентуации характера

Некоторые черты характера могут быть развиты чрезмерно, что приводит к их «выделению» на фоне других. Акцентуации характера – это крайние варианты психической «нормы», которые возникают как результат усиления отдельных черт.

Основные типы акцентуации характера:

Тип акцентуации Акцентуированные черты
Интровертный Замкнутость, затруднения в общении и налаживании контактов с окружающими. Пример.
Эктравертный Жажда общения и деятельности, говорливость, поверхностность. Пример.
Неуправляемый Импульсивность, конфликтность, категоричность, подозрительность. Пример
Неврастенический Доминирование болезненного самочувствия, раздражительность, повышенная утомляемость. Пример.
Сенситивный Избыточная чувствительность, пугливость, стыдливость, впечатлительность. Пример.
Демонстративный (истероидный) Эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к себе, в сочувствии. Пример.

Акцентуации характера могут быть причиной неадекватного поведения человека, но могут быть и очень полезны для его профессиональной деятельности. Пример. Демонстративный тип акцентуации характера присущ многим выдающимся актерам.

ТЕМА 5. ВОЛЯ

Понятие о воле

Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленные на преодоление трудностей при достижении поставленной цели.

Признаками развитой волевой сферы являются такие качества личности, как сильная воля (наличие необходимых волевых усилий для достижения цели), решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, организованность и т.п. К недостаткам данной сферы относятся противоположные качества: слабоволие, нерешительность, внушаемость, податливость, упрямство, неорганизованность и т.п.

Волевой акт и его структура

Источником волевого процесса являются потребности и интересы. Единицей волевого процесса выступает волевой акт, который может быть осуществлен в более простых или более сложных формах. В простом волевомактепобуждения к действию почти автоматически переходит в само действие («хочу и делаю»). Для сложного волевого актасущественно то, что действию предшествует возникновение намерения его осуществить, осознание соответствующих мотивов, учет последствий принятого решения, составления плана и, наконец, реализация самого действия. Схематически структуру волевого акта можно представить следующим образом.

За каждым волевым актом стоит попытка удовлетворить определенную потребность. В зависимости от степени осознанности попытки разделяют на влечения и желания. (Пример). Влечение – это мотив, который представляет недостаточно осознанную потребность. Желание – мотив, который характеризует потребность, которая уже достаточно осознана, известны также и возможные пути ее удовлетворения. (Пример). Но одни желания-мотивы, могут противоречить другим. Начинается борьба мотивов, которая заканчивается сознательным выбором одного из них, который и становится непосредственным побуждением к действию. (Пример). Последний этап волевого акта составляет его выполнения. (Пример).

ТЕМА 6. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Понятие об эмоциях и чувствах

Эмоции и чувства являются основополагающими элементами эмоциональной сферы личности. Эмоции – (от лат emoveo – возбуждаю, волную) кратковременные (ситуативные) переживания, которые показывают, как протекают процессы удовлетворения актуальных потребностей. Пример.

Качественными характеристикамиэмоций являются их знак и модальность.

Характеристики Психологическое содержание
Знак эмоций Если определенная информация, которую получает человек, отвечает его актуальным потребностям или показывает, что они могут быть удовлетворены в будущем, возникают положительные эмоциональные переживания (радость, удовольствие, восторг и т.п.), если нет - отрицательные (стыд, печаль, страх и т.п.). Примеры.
Модальность (качество) эмоций Показывает особенности отдельных эмоций, их отличия от других на физиологическом и психологическом уровне. Примеры: различия между эмоциями модальности «страх» и модальности «гнев».

Склонность человека к переживанию эмоций определенного знака и модальности называется эмоциональностью. Примеры. Склонность к переживанию радости («радостники»), к переживанию гнева («гневливики»), страха («страховики»).

Эмоции, которые повышают психическую активность, побуждают человека к действию называются стеническими (гнев), снижают активность, расслабляют – астеническими (печаль). Существуют эмоции, которые в разных случаях могут иметь как стенический, так и астенический характер (радость, страх). Примеры.

Основные эмоциональные состояния называются фундаментальными или базальными эмоциями. К ним, в частности, принадлежат:

Название эмоции Знак эмоции Причина возникновения эмоции
Радость Положительная Возможность удовлетворения актуальной потребности, которая до этого была незначительной или неопределенной. Пример.
Гнев Отрицательная Внезапное появление серьезного препятствия на пути удовлетворения актуальной потребности. Пример.
Страх Отрицательная Мнимая или реальная опасность. Пример.
Печаль Отрицательная Полная невозможность удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Пример.

Кроме того, в числе фундаментальных эмоций исследователи называют интерес, удивление, отвращение, презрение, стыд и т.п.

Чувство - устойчивое и обобщенное отношение человека к тем или иным объектам. Эмоции являются фазой возникновения и вызревания чувств. Пример. Ребенок занимается музыкой. Если это постоянно вызывает радость (эмоция), соединенную с интересом (эмоция) к занятиям, постепенно могут появиться любовь к музыке и любовь исполнительскому искусству (чувства).

В свою очередь, одно и то же чувство можно пережить с помощью разных эмоций. Пример. Чувство любви к музыке может вызывать не только положительные, но и отрицательные эмоции (например, гнев), если человек видит или слышит плохую игру на музыкальном инструменте или плохую музыку.

В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции. Они возникают по мере развития сознания, под влиянием воспитания. Пример.

Виды чувств

Чувства связаны с конкретными объектами (предметы, люди, события и т.п.), направлены на них. С учетом сфер деятельности, явлений, которые становятся объектами чувств, выделяют:

Виды чувств Содержание
Моральные чувства Отражают взаимоотношения между людьми, отношение к обществу Пример: любовь, гуманность, преданность, эгоизм, жестокость, подлость и т.п.
Интеллектуальные чувства Отражают отношение личности к процессу познания, его успешности или неуспешности и определенным образом регулируют интеллектуальную деятельность человека. Пример: интерес, удивление, любознательность, сомнение и т.п.
Эстетичные чувства Отражают отношение личности к прекрасному в жизни и искусстве. Пример: чувство прекрасного / уродливого, трагического / комического, высокого / низкого и т.п.

Аффекты, настроения, страсти, стресс

Кроме качественных характеристик, эмоциональная сфера имеет также количественные характеристики. Это сила, глубина, интенсивность и длительность переживаний. Эмоции и чувства различаются по интенсивности (от слабых переживаний к аффекту), по силе и глубине (страсти), по продолжительности (настроения).

Аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, которое вызвано сильным или особенно значимым для человека стимулом. Он развивается в конфликтных условиях, бурно протекает, имеет значительную интенсивность.

Аффект приводит к дезорганизации поведения, мешает нормальному ходу психических процессов (изменение выражения лица, отклонения в мышлении, нарушение сознательного контроля над действиями и т.п.). В состоянии аффекта человек, как правило, демонстрирует стереотипные, примитивные реакции (бегство, оцепенение, агрессия и т.п.), которые могут только осложнить ситуацию. Пример.

Страсти – это сильная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, которая сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с объектом страсти. Пример.

Настроения – это эмоциональные состояния, которые связаны со слабо выраженными позитивными или негативными эмоциями, окрашивают отдельные психические процессы, поведение человека на протяжении длительного времени. Человеку могут быть неизвестны их причины. Настроения могут повышать или тормозить его активность в деятельности и общении. Пример.

К эмоциональной сфере принадлежит также явление стресса. Стресс (англ. stress - «давление, напряжение») – это состояние эмоционального и поведенческого расстройства, которое связано с неспособностью человека целеустремленно и разумно действовать в сложившейся ситуации. По своим психологическим характеристикам он приближается к аффекту, а по продолжительности к настроениям.

Человек в состоянии стресса характеризуется дезорганизацией поведения и речи, хаотической активностью, когда требуется уравновешенность, или пассивностью, бездеятельностью, когда нужно быстро действовать. Впрочем, незначительный стресс может быть полезным, поскольку способствует мобилизации психики. Индивидуальная реакция на стресс зависит от типа нервной системы. Пример.

Известны следующие виды стресса.

Вид стресса Факторы стресса
Дистресс Негативные события, мысли и т.п. Пример.
Эвстресс Позитивные события, мысли и т.п. Пример.
Информационный Информационная перегрузка в совокупности с ответственностью за последствия собственных решений. Пример.
Эмоциональный Угроза, опасность, отвращение, стыд и т.п. Пример.

Стресс имеет три стадии.

Стадия стресса Особенности поведения
Адаптация Человек пытается приспособиться к стрессогенной ситуации. Пример.
Резистентность Человек приспосабливается к стрессу, у него открывается «второе дыхание». Пример.
Истощение Человек истощает собственные силы в борьбе со стрессом и вынужден прекратить деятельность. Пример.

ТЕМА 7. МОТИВАЦИЯ

Мотив и мотивация

Мотив и мотивация – понятия, которые применяются для объяснения движущих сил человеческого поведения. Мотив – это непосредственное побуждение к действию, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Мотивация – совокупность психологических факторов, которые предоставляют поведению энергетический импульс и общую направленность. Объяснить мотивацию поведения, значит ответить на вопросы: Почему? Зачем? С какой целью? Какой смысл?

.

Диспозиционная и ситуационная мотивация

Мотивация включает диспозиционные (внутренние) и ситуационные (внешние) факторы поведения. К первым принадлежат мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интересы и т.п.

Факторы Психологическое содержание факторов
Мотив (от франц. «побудительная причина») Непосредственное побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, которое отвечает на вопрос: «Ради чего она (деятельность) осуществляется?»; совокупность внешних или внутренних условий, которые вызывают активность субъекта и определяют ее направленность. Пример. Мотив может быть реализацией актуальной (важной) для личности потребности: господствовать, руководить (мотив власти), достигать успехов (мотив достижения), избегать неудач (мотив избежания) и т.п.
Потребность Состояние нужды организма, индивида, личности в чем-либо, что является необходимым для нормального существования. Потребность связана с состоянием неудовлетвореннности. Примеры: физические, органические, материальные, духовные, социальные потребности.
Интерес Повышенное и положительно окрашенное внимание человека к определенному объекту или явлению, которое способствует удовлетворению его познавательных и других потребностей. Пример. Интерес к науке и технике является движущим механизмом их познания.
Намерение Осознанное желание, готовность что-либо сделать. Пример.
Желание Переживание, которое характеризуется стремлением личности достичь определенной цели. Пример.
Цель (цель) Непосредственный результат, на который направлено действие. Пример.
Задача Цель, поставленная в конкретных условиях, которая требует выполнения, решения. Пример.

Ситуационные (внешние) факторы мотивации – это условия и обстоятельства деятельности, получившие название стимулов. Пример. Если поведение и деятельность человек стимулируется непосредственным удовольствием, удовлетворением, радостью от них – это внутренняя мотивация, если же они стимулируются внешними факторами (поощрение, власть, слава, деньги, возможность подвергнуться наказанию и т.п.) – это внешняя мотивация. На мотивацию конкретного действия, поступка влияет определенная совокупность внутренних и внешних факторов. Пример.

Параметры мотивационной сферы (широта, гибкость, иерархичность

Параметры Содержание
Широта Количество и разнообразие мотивов, потребностей, целей. Пример.
Гибкость Способность удовлетворять одну и ту же потребность разными средствами. Пример.
Иерархичность Одни мотивы и цели оказываются сильнее других, возникают и реализуются чаще. Пример.

Мотивация и личность

На протяжении жизни различные мотивационные факторы превращаются в черты личности. Примеры

Вид мотвации Особенности личности
Мотивация достижения успехов Формируется адекватная или немного завышенная самооценка, адекватный уровень притязаний (максимальный успех, на который рассчитывает человек в определенной деятельности), уверенность в себе, эмоциональная стабильность, способность правильно оценивать собственные возможности, избирать оптимальную для себя профессию.
Мотивация избегание неудач Формируется неуверенность в себе, тревожность, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, стремление выбирать слишком легкие или слишком сложные для себя профессии.
Мотивация аффилиации (потребность в общении, пребывании вместе с другими) Формируются чувства доброжелательности, верности, общительности, любви.
Мотивация пренебрежения Формируется боязнь быть не принятым другими людьми
Мотивация власти Формируются: стремление человека обладать властью над другими (руководить людьми, принуждать их действовать в соответствии с собственными интересами, принимать решения вместо них, всегда доказывать им собственную правоту, устанавливать законы и правила, судить, надзирать, карать, обольщать, привлекать к себе внимание, иметь последователей и т.п.).

Формированию черт личности, особенностей поведения человека способствует также локус контроля, т.е., локализация причин, которыми он чаще объясняет собственное поведение или поведение окружающих, Если преобладают внутренние (личностные) причины – у человека интернальный (внутренний) локус контроля, если внешние (средовые) – экстернальный (внешний) локус контроля. Примеры.

ЛіТЕРАТУРа до курсу «загальна психологія»

основна література:

1. Бродовська В.Й. та ін.. Тлумачний словник психологічних термінів в українській мові. 2-ге вид. – К.: ВД «Професіонал», 2005.

2. Варій М.Й. Загальна психологія. Підручник. – К.: Центр учбової літератури, 2007.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: АСТ: Алстрель, 2008.

4. Маклаков Л.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009.

5. Максименко С.Д. Загальна психологія. 3-тє вид. Навч. посіб. – К.: Центр учбової літератури, 2008.

6. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: Рефл-бук. – 2004.

7. Немов Р.С. Психология. – В 3-х кн. – Кн.1. – М.: Владос, 1998.

8. Общая психология. / Под. ред. Р.Х.Тугушева и Е.И.Гарбера. – М.: ЭКСМО, 2007.

9. Основи психології. Підручник / За ред. О.В.Киричука, В.А.Роменця. – К., 1995.

10. Пальм Г.А. Загальна психологія. Навч. посіб. – К.: Центр учбової літератури, 2009.

11. Практикум по общей психологии / Под ред. А.В.Щербакова. – М.: Просвещение, 1990.

12. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2007.

13. Психологія / За ред. Ю.Л.Трофімова. – К.: Либідь, 2001.

14. Цимбалюк І.М., Яницька О.Ю. Загальна психологія. Модульно-рейтинговий курс для студентів вищих навчальних закладів. – К.: «Професіонал», 2004.

15. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987.

Додаткова література:

1. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект, 2003.

2. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986. 3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997.

4. Дрозденко К.С. Загальна психологія в практичному вимірі. Підручник. – К.: ВД «Професіонал», 2007.

5. Дубравська Д.М. Основи психологїї. – Львів: Світ, 2001.

6. Маклаков Л.Г. Общая психология. Ответы на экзаменационные билеты. – СПб.: Питер. – 2009.

7. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009.

8. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987.

9. Сабуров А.В. Психология. Курс лекций. – К.: Лекс, 1996.

10. Тонконогий В.И. Общая психология. Экспресс-курс для подготовки к экзаменам. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: