Учение об идолах как источниках заблуждений

Бэкон

Проблема научного метода

1. Бэкон

2. Декарт

3. Юм

4. Венский кружок

5. Поппер

6. Фейерабенд

Основные понятия: индукция, дедукция, верификация, фальсификация.

Фрэнсис Бэкон – английский чиновник. Одновременно с политикой он занимался наукой и философией.

Ф. Бэкон и Р.Декарт считаются основателями новоевропейской философии. Оба философа большое внимание уделяли проблеме метода, написав специальные работы (Бэкон - «Новый Органон», Декарт – «Рассуждение о методе»).

Бэкон и Декарт учились схоластической философии, которой позже и противопоставили свои методические разработки.

Схоластика - (греч. schola ученая беседа, школа и лат. scholastica - ученый) – средневековая философия XI—XIV вв., которая во многом опиралась на труды Аристотеля и стала преподаваться в появляющихся университетах.

Бэкон критикует логику Аристотеля и основанную на ней схоластику. (Название «Новый Органон» показывает, что Бэкон сознательно противопоставлял свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на которое опирался «Органон» (свод логических работ) Аристотеля).

Логика Аристотеля была в основном построена на дедукции.

Дедукция - рассуждение от общего к частному.

Например:

Все качки качаются.

Вася – качок.

Значит, Вася качается.

(такое дедуктивное рассуждение называется силлогизм)

Бэкон замечает: «Силлогизмы состоят из предложений, предложения из слов, а слова суть знаки понятий. Поэтому если сами понятия, составляя основу всего, спутаны и необдуманно отвлечены от вещей, то нет ничего прочного в том, что построено на них. Поэтому единственная надежда - в истинной индукции» (Ф.Бэкон. Новый Органон).

Пример «спутанных» понятий: «Ни в логике, ни в физике в понятиях нет ничего здравого. "Субстанция", "качество", "действие", "страдание", даже "бытие" не являются хорошими понятиями; еще менее того - понятия: "тяжелое", "легкое", "густое","разреженное", "влажное", "сухое", "порождение", "разложение", "притяжение","отталкивание", "элемент", "материя", "форма" и прочие такого же рода. Все они вымышлены и плохо определены» (Там же).

Бэкон подчеркивает важность индукции.

Индукция - рассуждение от частного к общему.

Например,

Утюг падает на землю.

Будильник падает на землю.

Перо падает на землю.

Тело Васи падает на землю.

Утюг, будильник, перо, тело Васи – тела.

Вероятно, все тела падают на землю.

Индукция, по Бэкону, должна основываться на переработке фактов, из которых делается вывод, подобно пчеле, которая «извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению», но не подобно муравьям, которые «только собирают и довольствуются собранным» (Там же).

Таким образом, по Бэкону, правильный метод научного познания – это новая теория индукции.

Кроме правильной теории индукции важным условием развития науки должно быть также очищение разума от заблуждений.

Бэкон различает четыре вида заблуждений, или препятствий, на пути познания - четыре вида «идолов» (ложных образов) или призраков. Это - «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра».

1) «Идолы рода» - заблуждения, свойственные всему роду людей. Это убеждение, что природа делает то же самое, что и человек. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами, как, например, люди приписывали богам человеческие черты.

2) «Идолы пещеры» - это заблуждения, присущие отдельному человеку. Бэкон упоминает миф о пещере Платона. Каждый человек в силу различных особенностей (например, впечатлительности или хладнокровия) видит мир как бы из своей пещеры.

3) «Идолы площади» - препятствия, возникающие вследствие общения между людьми посредством слов: «…громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры относительно слов и имен, а благоразумнее было бы (согласно обычаю и мудрости математиков) с них и начать для того, чтобы посредством определений привести их в порядок. Однако и такие определения вещей, природных и материальных, не могут исцелить этот недуг, ибо и сами определения состоят из слов, а слова рождают слова, так что было бы необходимо дойти до частных примеров, их рядов и порядка, как я скоро и скажу, когда перейду к способу и пути установления понятий и аксиом» (Там же).

4) «Идолы театра» - заблуждения, возникающие из-за слепой веры в авторитеты, в частности в абсолютную истинность устаревших философских систем, которые своей искусственностью похожи на действия, разыгрываемые в театре.

(очередной укол в сторону Аристотеля и схоластики).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow