Бэкон
Проблема научного метода
1. Бэкон
2. Декарт
3. Юм
4. Венский кружок
5. Поппер
6. Фейерабенд
Основные понятия: индукция, дедукция, верификация, фальсификация.
Фрэнсис Бэкон – английский чиновник. Одновременно с политикой он занимался наукой и философией.
Ф. Бэкон и Р.Декарт считаются основателями новоевропейской философии. Оба философа большое внимание уделяли проблеме метода, написав специальные работы (Бэкон - «Новый Органон», Декарт – «Рассуждение о методе»).
Бэкон и Декарт учились схоластической философии, которой позже и противопоставили свои методические разработки.
Схоластика - (греч. schola ученая беседа, школа и лат. scholastica - ученый) – средневековая философия XI—XIV вв., которая во многом опиралась на труды Аристотеля и стала преподаваться в появляющихся университетах.
Бэкон критикует логику Аристотеля и основанную на ней схоластику. (Название «Новый Органон» показывает, что Бэкон сознательно противопоставлял свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на которое опирался «Органон» (свод логических работ) Аристотеля).
|
|
Логика Аристотеля была в основном построена на дедукции.
Дедукция - рассуждение от общего к частному.
Например:
Все качки качаются.
Вася – качок.
Значит, Вася качается.
(такое дедуктивное рассуждение называется силлогизм)
Бэкон замечает: «Силлогизмы состоят из предложений, предложения из слов, а слова суть знаки понятий. Поэтому если сами понятия, составляя основу всего, спутаны и необдуманно отвлечены от вещей, то нет ничего прочного в том, что построено на них. Поэтому единственная надежда - в истинной индукции» (Ф.Бэкон. Новый Органон).
Пример «спутанных» понятий: «Ни в логике, ни в физике в понятиях нет ничего здравого. "Субстанция", "качество", "действие", "страдание", даже "бытие" не являются хорошими понятиями; еще менее того - понятия: "тяжелое", "легкое", "густое","разреженное", "влажное", "сухое", "порождение", "разложение", "притяжение","отталкивание", "элемент", "материя", "форма" и прочие такого же рода. Все они вымышлены и плохо определены» (Там же).Бэкон подчеркивает важность индукции.
Индукция - рассуждение от частного к общему.
Например,
Утюг падает на землю.
Будильник падает на землю.
Перо падает на землю.
Тело Васи падает на землю.
Утюг, будильник, перо, тело Васи – тела.
Вероятно, все тела падают на землю.
Индукция, по Бэкону, должна основываться на переработке фактов, из которых делается вывод, подобно пчеле, которая «извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению», но не подобно муравьям, которые «только собирают и довольствуются собранным» (Там же).Таким образом, по Бэкону, правильный метод научного познания – это новая теория индукции.
|
|
Кроме правильной теории индукции важным условием развития науки должно быть также очищение разума от заблуждений.
Бэкон различает четыре вида заблуждений, или препятствий, на пути познания - четыре вида «идолов» (ложных образов) или призраков. Это - «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра».
1) «Идолы рода» - заблуждения, свойственные всему роду людей. Это убеждение, что природа делает то же самое, что и человек. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами, как, например, люди приписывали богам человеческие черты.
2) «Идолы пещеры» - это заблуждения, присущие отдельному человеку. Бэкон упоминает миф о пещере Платона. Каждый человек в силу различных особенностей (например, впечатлительности или хладнокровия) видит мир как бы из своей пещеры.
3) «Идолы площади» - препятствия, возникающие вследствие общения между людьми посредством слов: «…громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры относительно слов и имен, а благоразумнее было бы (согласно обычаю и мудрости математиков) с них и начать для того, чтобы посредством определений привести их в порядок. Однако и такие определения вещей, природных и материальных, не могут исцелить этот недуг, ибо и сами определения состоят из слов, а слова рождают слова, так что было бы необходимо дойти до частных примеров, их рядов и порядка, как я скоро и скажу, когда перейду к способу и пути установления понятий и аксиом» (Там же).
4) «Идолы театра» - заблуждения, возникающие из-за слепой веры в авторитеты, в частности в абсолютную истинность устаревших философских систем, которые своей искусственностью похожи на действия, разыгрываемые в театре.
(очередной укол в сторону Аристотеля и схоластики).