Этап - Классическая школа политической экономии.
Этап - Формирование буржуазной экономической мысли.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.)
• рабство естественно, это основа хозяйства;
• деление людей на рабов и свободных связано с разделением труда на физический и умственный;
• единой мерой товаров является потребность;
• деньги изобретены людьми для удобства обмена.
Он показал, как от меновой торговли Т-Т осуществляется переход к товарному обращению Т-Д-Т, а затем и обращению денег в качестве капитала Д-Т-Д.
Вывод: ЭН как особая сфера теоретического знания впервые возникла в Древней Греции. Рассматриваемые в тот период экон. проблемы стали основой для дальнейшего развития ЭН.
В средневековье (V в. — XVII в.) рассматривались такие экон. проблемы:
• сословное положение,
• вопросы владения землей;
• распределение доходов;
• отношения корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.).
|
|
Европа, период разложения феодализма.
Ведущее учение — меркантилизм (от лат. «mercari» - торговать) возник во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов. Основные черты:
• исследуется только сфера обращения;
• деньги рассматриваются как абсолютная форма богатства,
• богатство прирастает только в сфере торговли.
Меркантилизм еще не ЭН, а обоснование экон.политики государства. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а описания явлений и их классификация.
Учение физиократов («власть природы»). Ф. Кенэ (1694-1774), "Экономическая таблица" (1758).
В XVIII в. преобладало сельское хозяйство, поэтому источником богатства физиократы считали труд в земледелии. Анализ общественного воспроизводства - баланс пропорций между натуральными и стоимостными потоками и частями совокупного общественного продукта и классами общества.
Основоположник - Адам Смит (1723-1790), “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776).
Систематизировал накопленные знания об экон. закономерностях и изложил свои взгляды:
• обмен товаров осуществляется в соответствии с заключенным в товаре количеством труда;
• деньги возникли стихийно как техническое средство (”великое колесо обращения”), облегчающее обмен;
• золото и серебро нужно заменить бумажными деньгами;
• разделение труда повышает его производительность.
Давид Рикардо (1772-1823), "Начала политической экономии и налогового обложения" (1817).
Создал теорию сравнительных преимуществ: кроме затрат труда есть еще множество факторов (он назвал их область сравнительных преимуществ), определяющих выгодность или невыгодность внешней торговли.
|
|
Идеи Рикардо помогли превратить свободную торговлю (free trade) в цель британской политики: в XIX веке Британия стала “мастерской мира”, а большую часть продовольствия закупала за рубежом.
В первой трети XIX века:
• произошел промышленный переворот – (паровой двигатель и ткацкий станок);
• началось массовое производство,
• возникли металлургия, горное дело, станкостроение,
• появились инженеры как профессия,
• сформировался промышленный пролетариат,
• начались (с 1825 г.) кризисы перепроизводства,
• произошли колониальные завоевания,
• стали формироваться национальные государства.
Все это способствовало появлению марксизма — радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу.
Родоначальники марксизма: немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
Первая работа - “Манифест коммунистической партии”, 1848 г. В нем предлагались следующие шаги радикального экон. переворота:
- экспроприация земли и обращение земельной ренты на госрасходы;
- высокий прогрессивный налог;
- отмена права наследования;
- конфискация имущества эмигрантов и мятежников;
- централизация кредита в руках государства посредством создания национального банка;
- централизация всего транспорта в руках государства;
- увеличение числа госпредприятий и улучшение земель по общему плану;
- обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, особенно для земледелия,
- устранение различия между городом и деревней;
- общественное и бесплатное воспитание всех детей, соединение воспитания с материальным производством.
В “ Капитале” (1868 г.) Маркс открыл закон прибавочной стоимости – основной з-н капитализма. Прибавочная стоимость возникает в процессе использования специфического товара - рабочей силы.
Специфика этого товара в том, что он способен создавать стоимость сверх собственной стоимости. Маркс показал, что эксплуатация - не случайность, а сущность капитализма, и ее устранение в рамках капитализма невозможно.
Этот вывод имел огромное практическое значение.
В России «Капитал» издали в 1872 году, развернулась бурная дискуссия, и идеи Маркса были реализованы в 1917 г.