Развитие представлений о предмете ЭН.
Предмет науки – это область, объект исследования данной науки, то, что она изучает.
ЭН зародилась много позже, чем сама экономика. Знания о хозяйстве носили эмпирический характер, не были систематизированы.
ЭН возникла на базе практических и философских исследований в самых различных областях: от осмысления преимуществ частной и общественной собственности до дискуссий о законности взимания ссудного процента.
Предмет науки можно понять через объект изучения. Таким объектом для ЭТ является эк. действительность в целом, вся хозяйственная практика.
На этапе зарождения ЭН (античность и Др. Восток) объект исследования/предмет науки не был определен.
Со времен меркантилистов предметом ЭН считалось ведение хозяйства с целью приращения богатства.
В период становления капитализма ЭН получает название политическая экономия (А. Монкретьен, 1615 г.) Предметом п/э становится процесс создания и использования материальных благ как источника общественного богатства.
В марксистском понимании предметом политэкономии являются законы функционирования и развития отношений между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества.
По мере дальнейшего развития ЭН ее теоретическая ветвь обособилась от прикладной.
В современной ЭТ п онятие политэкономия сменилось понятием экономикс, предметом которого является выбор в условиях ограниченности ресурсов или поведение людей с целью максимизации прибыли.
ЭТ постоянно расширяет предмет своих исследований, проникая в другие науки: социологию, психологию, право, географию, биологию и др.
Комплексное определение предмета ЭТ - отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в результате эффективного использования ограниченных ресурсов.
«Ограниченность ресурсов» понимается не просто в физическом смысле, а как невозможность удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полностью.
Философия (греч. philleo — люблю и sophia — мудрость, т. е. любовь к мудрости) первоначально включала в себя все науки о мире и месте человека в нем. По мере накопления знаний из философии стали выделяться другие науки.
ЭТ опирается на разделы философии, которые выражают:
• происхождение и сущность сознания,
• закономерности изменений явлений природы и общества,
• особенность познания в области экономических явлений и процессов.
ЭН опирается на следующие положения философии:
1) единство противоположностей: материального и духовного. В экономике практика относится к сфере материального, теория - к сфере идеального; она оперирует духовными (мысленными) элементами - понятиями, которые должны как можно более точно отражать материальные феномены.
В экономике для человека нет материального без идеального и идеального без материального, они чередуются.
2) Развитие обеспечивается единством и борьбой противоположностей. Любое явление или процесс, развиваясь, проходит фазы возникновения, расцвета, распада и его преодоления, внутренней пружиной которых являются противоречия. Т.е. противоречие обеспечивает развитие экономики.
3) В этом движении действует закон отрицания отрицания, состоящий в том, что всякая система достигает своего расцвета и затем накапливает элементы старения, что приводит к смене (отрицанию), но в новой системе зарождаются причины и механизм последующего отрицания.
4) Переход количества в качество, т.е. накопление количественных изменений вызывает качественные преобразования.
5) Соотношение явлений, процессов, понятий, например, объективного и субъективного, сознательного и стихийного, свободы и необходимости, цели и средств. Например, в с/х человек сознательно использует законы природы. В этом случае деятельность человека есть соединение стихийного и сознательного. Но стихийность может действовать как непознанная необходимость, противоречить интересам человека (наводнение, засуха и т. п.).
Таким образом, фундаментом ЭТ является философское представление о возможности познания мира и его сущности.
Оно противоречиво:
• с одной стороны, признается принципиальная возможность познания явлений природы и общества,
• с другой стороны, познание происходит путем раскрытия бесконечной цепи больших и малых тайн, и всегда что-то остается неизвестным.