Взаимосвязь теории и метода

ТЕМА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

  1. Взаимосвязь теории и метода.
  2. Методология как система способов и приемов познания и как общая теория метода. Классификация методов.
  3. Эволюция методологии экономической теории.
  4. Функции экономической теории.

Метод (греч. – способ познания) - в широком смысле - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта.

Результат любой деятельности людей (научной и практической) зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Они и образуют метод.

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания/практического преобразования предмета познания.

Поэтому любой метод обусловлен своим предметом, т.е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их группы).

Метод прежде всего объективен, содержателен, "фактичен«и одновременно субъективен, т.к. его "носителем" является конкретный человек, субъект.

Метод не существует вне личности ученого, научного сообщества.

Гегель: метод есть "орудие", некоторое стоящее на стороне субъекта средство, через которое он соотносится с объектом.

Фейербах: именно "человек - центр всей методологии".

Субъектный характер метода обусловливает его творческий характер ® научные открытия ® созидание нового в любой сфере человеческой деятельности.

Любой научный метод основан на определенной теории, которая тем самым выступает его предпосылкой. Эффективность метода обусловлена содержательностью, фундаментальностью теории, которая "сжимается в метод". В свою очередь "метод расширяется в теорию", т. е. используется для ее развития.

Тем самым теория и метод одновременно тождественны и различны.

Тождественность – в том, что они взаимосвязаны, это единое отражение реальной действительности. Будучи едиными, теория и метод взаимопереходят, взаимопревращаются: теория, отражая действительность, преобразуется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т. п., которые затем возвращаются в теорию (а через нее - в практику), т.к. человек применяет их в ходе познания и изменения окружающего мира.

Т.е., метод - это теория, приведенная в действие и используемая для дальнейшего познания действительности.

Различия теории и метода:

а) теория - результат предыдущей деятельности, метод - исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

б) функции теории - объяснение и предсказание, метода - регуляция и ориентация;

в) теория - система идеальных образов, отражающих сущность объекта, метод - система правил, предписаний, использующихся для познания объекта;

г) теория решает проблему, а метод - выявляет способы и механизмы этого решения.

Итак, если предмет науки – что исследуется, то метод – как исследуется. Предмет и метод постоянно переходят друг в друга в процессе познания: знание становится методом, а метод воплощается в новое знание. В этом состоит диалектика предмета и метода.

Например, цена, спрос, предложение были предметом познания в ЭТ, но теперь они используются и как инструмент познания, метод исследования хозяйственных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: