Управление в спортивной тренировке

Спортивную тренировку, равно как и физическое воспитание, можно рассматривать как процесс управления. В каждый момент времени человек находится в определенном физическом состоянии. Физическое состояние определяют как мини­мум:

1. здоровье, т. е.

а) соответствие показателей жизнедеятельности норме;

б) степень устойчивости организма к неблагоприятным вне­шним воздействиям;

2. телосложение;

3. состояние физиологических функций, в частности двигательной функции, а именно:

а) возможности выполнять определенный круг движений (т. е. техническая подготовленность);

б) уровень двига­тельных (физических) качеств.

То физическое состояние, которого стихийно достигает человек под влиянием условий жизни, обычно далеко от желаемого.

Построив тренировочный процесс соответствующим обра­зом, можно повысить уровень либо одного из физических качеств, либо нескольких, т. е. можно управлять состоянием этого человека. В спортивной тренировке цель такого управления — стойкое улучшение физического состояния, выражающееся в повышении спортивных результатов.

Тренер управляет лишь действиями спортсмена: он задает ему определенную программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается её правильного выполнения, в частности правильной техники движений.

Те изменения в организме, которые наступают во время выполнения физических упражнений и сразу после их завершения называются, срочным тренировочным эффектом. Из-за наступающего утомления он обычно связан со снижением работоспособности и спортивных результатов. Те изменения в организме, которые происходят в результате суммирования следов многих тренировочных занятий, называются кумулятивным тренировочным эффектом.

Таким образом, в спортивной тренировке имеет место следующая последовательность причин и следствий:

Действия спортсмена(поведение) срочный эффект кумулятивный эффект

Воздействуя на начальное звено этой цепи (действия спортсмена), мы хотим добиться желаемого эффекта в конечном (кумулятивном) эффекте.

Строго говоря, поведением спортсмена управляет не тренер, а сам спортсмен, тренер задаёт ему только задания, которые он может выполнять или не выполнять (не может или не хочет).

Если спортсмен стремится выполнить все указания тренера, то начальная часть схемы управления будет выглядеть следующим образом:

Тренер спортсмен поведение

Особенность управления в спортивной тренировке характеризуется тем. Что мы направляем свои воздействия на саму управляемую систему (организм спортсмена). Ответные реакции этой системы определяются её собственными законами нам во многом не известными. Вследствие чего имеет место представленная ранее цепочка причинных связей.

Поведение срочный эффект кумулятивный эффект

Практически тренер лишь косвенно может влиять на каждое из этих звеньев. При этом из-за очень больших индивидуальных и временных различий в состоянии спортсменов мы не можем быть уверены в том, что, применяя одно и то же воздействие, получим одну и ту же реакцию. Одинаковая тренировочная нагрузка может вызывать разный тренировочный эффект. поэтому очень важен вопрос об обратных связях (контроле).

Контроль в спортивной тренировке

Среди обратных связей идущих к тренеру можно выделить четыре различных типа связей, соответствующих четырём различным направлениям в педагогическом контроле:

1. сведения получаемые от спортсмена (о самочувствии, отношении к происходящему, настроении и т.д.);

2. сведения о поведении спортсмена (какие тренировочные задания выполнены, как это сделано, ошибки в технике и т.д.);

3. данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер тренировочных сдвигов под влиянием однократной физической нагрузки);

4. сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в подготовленности спортсмена).

Схема управления приобретает тогда следующий вид:

тренер   спортсмен   поведение   срочный эффект   кумулятивный эффект

Для того чтобы спортивная тренировка стала действительно управляемым процессом, необходимо, чтобы тренер принимал решения с учетом результатов объективных измерений. Тренировка, постро­енная с учетом только самочувствия спортсмена и интуиции тренера, не может дать хороших результатов в современном спорте.

Контроль начинается с измерения, но не исчерпывается им. Нужно еще знать, что измерять, уметь выбирать наиболее информативные (существенные) показатели. Нужно уметь математически грамотно обрабатывать результаты наблюдений. Нужно владеть методами контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: