Технического регулирования

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Метрологию, стандартизацию и сертификацию следует рассмотривать и как инструменты технического регулирования.

Техническое регулирование в России обусловлено ее желанием интеграции в мировой экономический процесс, что предусматривает дальнейшую дебюрократизацию экономики в соответствии с требованиями международных экономических организацияй к продукции, процессам ее производства и использования.

Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ и находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ. Оно образовано в соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004г.№ 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии (рис. 2)

Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии предоставлены следующие полномочия.

1. Проводить в установленном порядке конкурсы и заключатьгосударственные контракты на размещение заказов на поставкутоваров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологическихработ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства.

2. Осуществлять полномочия собственника в отношениифедерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти,в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным ему.

3. Организовывать:

- экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

- экспертизу проектов национальных стандартов;

- проведение в установленном порядке испытаний средств измерений в целях утверждения их типа;

-осуществление в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации;


-сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов,а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов.

Рисунок 2 – Организационная основа Ростехрегулирования

4. Осуществлять:

- опубликование в установленном порядке уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов, проекта федерального закона о техническомрегламенте, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, а также заключений экспертных комиссий по техническому регулированию напроекты технических регламентов;

- опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национальных стандартов,перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований техническихрегламентов, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической исоциальной информации и их распространение;

- руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службыстандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

- создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;

- принятие программы разработки национальных стандартов;

- утверждение национальных стандартов;

- учет национальных стандартов, правил стандартизации,норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

- введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

- проведение в установленном порядке работ по аккредитациив установленной сфере деятельности;

- организационно-методическое руководство работами по созданию федеральной системы каталогизации для федеральных государственных нужд;

- функции национального органа по стандартизации в порядке, определяемом федеральным органом по техническому регулированию;

- определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

- межрегиональную и межотраслевую координацию деятельности в области обеспечения единства измерений, координациюпроведения работ по аккредитации организаций, осуществляющихдеятельность по оценке соответствия, и координацию деятельности по развитию системы кодирования технико-экономической исоциальной информации.

5. Ведение:

- федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

- единой информационной системы по техническому регулированию;

- перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

- реестра зарегистрированных деклараций о соответствии;

- единого реестра выданных сертификатов;

- государственного реестра аккредитованных организаций,осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции,производственных процессов и услуг установленным требованиямкачества и безопасности, а также деятельность по обеспечениюединства измерений;

- государственного реестра утвержденных типов средств измерений;

- единого реестра зарегистрированных систем добровольнойсертификации;

- общероссийских классификаторов технико-экономической исоциальной информации.

6. Взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в конкретной сфере деятельности.

Основными направлениями работ Ростехрегулирования в области международного сотрудничества являются:

-участие и защита интересов России в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации;

-обеспечение ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации в рамках СНГ;

-обеспечение присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО);

-гармонизация национальных стандартов Российской Федерации, правил и процедур подтверждения соответствия продукциии услуг установленным требованиям с международно признанными стандартами, правилами и процедурами;

-защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности;

- повышение конкурентоспособности отечественной продукции, расширение экспорта продукции и услуг и объемов импорто-замещения;

- выполнение международных обязательств и повышение авторитета России на международной арене;

- осуществление деятельности непосредственно, через своитерриториальные органы и через подведомственные организацииво взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Управление технического регулирования и стандартизации является структурным подразделением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, ответственным за организацию и проведение работ по техническому регулированию и стандартизации, включая вопросы нормативно-технического обеспечения оборонного комплекса страны. Его основные функции:

- организация и проведение работ по выполнению функцийнационального органа по стандартизации;

- формирование и подготовка к принятию программы разработки национальных стандартов;

-опубликование уведомлений о разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении национального стандарта, пе-Речня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов;

- подготовка к утверждению национальных стандартов;

- организация экспертизы национальных стандартов;

- учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм ирекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;

- создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности;

-участие в работах по аккредитации в закрепленной сфере деятельности в соответствии с правилами, установленными в Агентстве;

- ведение перечня продукции, подлежащей обязательномуподтверждению соответствия;

- методическое обеспечение ведения реестров:

а)зарегистрированных деклараций о соответствии;

б)выданных сертификатов;

в)зарегистрированных систем добровольной сертификации;

- подготовка и проведение конкурса на соискание премийПравительства Российской Федерации в области качества и другихконкурсов в области качества;

- организация и подготовка заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

- осуществление организационно-технического обеспеченияработ по техническому регулированию.

Основными задачами Управления технического регулирования и стандартизации являются:

1) реформирование системы стандартизации с целью приведения ее в соответствие с требованиями ФЗ «О техническом регулировании» согласно потребностям российской экономики, правилами функционирования в рыночных условиях;

2) оказание в рамках компетенции Управления организационно-методической помощи в деятельности федеральных органовисполнительной власти, саморегулируемых организаций, ассоциаций, концернов, предприятий и других заинтересованных лиц вобласти технического регулирования и стандартизации;

3) проведение мониторинга выполнения ФЗ «О техническомрегулировании»;

4)осуществление методического руководства и контролянаучно-технической деятельности ФГУП «ВНИИНМАШ» и взаимодействие с ОАО «ВНИИССагропродукт» и ОАО «Центр«РОССЕРТИФИКО» в области стандартизации;

5)участие в методическом руководстве разработкой технических регламентов;

6)организация разработки программы национальной стандартизации, соответствующей потребностям экономики;

7)обеспечение максимального применения международных,региональных и зарубежных стандартов в работах по стандартизации и техническому регулированию в Российской Федерации;

8)создание условий для активного участия технических комитетов по стандартизации (далее — ТК), российских организаций идругих заинтересованных лиц в работах международных организаций по стандартизации;

9)создание системы оказания услуг ТК, саморегулируемыморганизациям, всем заинтересованным лицам в эффективной работе по стандартизации;

10)разработка предложений по совершенствованию и оптимизации структуры ТК, фонда нормативной документации, обеспечивающего функционирование предприятий, интересы государства и реализацию требований технических регламентов;

11)ведение перечней национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов;

12)организация и методическое руководство работами закрепленных ТК, в том числе работами по стандартизации, и осуществлениеконтроля над выполнением заданий, финансируемых из бюджета;

13)методическое руководство работами по установлению в нормативных документах требований, обеспечивающих безопасностьпродукции, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, экономию ресурсов в увязке с требованиями международных стандартов, а также пригодность их для целей подтверждениясоответствия, в том числе в рамках технических регламентов;

14)организация работ по согласованию требований национальных стандартов на промышленную продукцию с нуждами обороныстраны;

15)методическое руководство работами в области межотраслевой унификации по продукции, закрепленной за Управлением,как важнейшего условия специализации производств, повышенияуровня взаимозаменяемости, эффективности производства, эксплуатации и ремонта в целях ускорения применения прогрессивных методов производства продукции;

16)участие в работах, проводимых Агентством, направленных на обеспечение производства современных средств измерений;

17)организация работ в области стандартизации вооружения ивоенной техники;

18)организация и методическое руководство деятельностьюАгентства по стандартизации в рамках международных и региональных организаций на многосторонней и двусторонней основе иосуществление контроля над выполнением принятых обязательств;

19)участие в работах, проводимых Агентством по аккредитации, государственному контролю и надзору;

20)содействие конверсии оборонных предприятий промышленности путем распространения их положительного опыта, накопленного в вопросах стандартизации, сертификации и испытанийпродукции;

21)организация работ по поддержанию и развитию сети систем добровольной сертификации; подготовка к регистрации систем добровольной сертификации в Госреестре;

22)разработка методических и организационных основ проведения работ по подтверждению соответствия;

23)ведение Системы сертификации ГОСТ Р и подсистем однородной продукции;

24)ведение перечня продукции, подлежащей обязательнойсертификации в переходный период;

25)взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

26)организация открытого диалога с бизнес-сообществом, всемизаинтересованными сторонами по вопросам национальной стандартизации с целью достижения консенсуса и оптимизации нормативной базы развития отечественной экономики;

27) организация работ в рамках своей компетенции по выполнению обязательств российской стороной в Межгосударственном совете по стандартизации СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ОЭП и др. Указанные задачи решаются Управлением на основе: - анализа предложений и обращений производителей и их ассоциаций, обществ потребителей, саморегулируемых организаций, публикаций средств массовой информации, международных и национальных организаций по стандартизации, отдельных предприятий и зарубежных фирм в области стандартизации и оценки соответствия продукции, относящейся в тематике Управления;

- привлечения институтов и других подведомственных организаций Агентства, заинтересованных организаций и лиц;

- современных методов управления.

Управление осуществляет возложенные на него задачи непосредственно или с привлечением в установленном порядке соответствующих структурных подразделений, институтов и территориальных органов.

Управление метрологии является структурным подразделением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, реализующим функции по обеспечению единства измерений в отраслях народного хозяйства страны и в международной деятельности.

Структура Управления включает следующие отделы:

- Отдел законодательной метрологии;

- Отдел Государственной метрологической службы;

- Отдел прикладной метрологии;

- Отдел Государственного метрологического контроля.

Управление осуществляет контроль деятельности федеральных государственных унитарных предприятий ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, ВНИИМС, Стандартинформ, ВНИИОФИ, ВНИИФТРИ, ВНИИФТИ «Дальстандарт», СНИИМ, УНИИМ, ВС НИИФТРИ, ГНТЦ метрологии систем экологического контроля «Инверсия», Казанского опытного завода «Эталон», НПП «Хро-н°с», Опытного завода ВНИИФТРИ, СКБ ВНИИФТРИ, ЦКБ, а Также (в части функции государственного метрологического контроля) центров стандартизации, метрологии и сертификации.

Основной задачей Управления является обеспечение единства измерений путем формирования и реализации научно-технической политики в области метрологии, базирующейся на результатах изучения метрологических потребностей страны и анализа развития метрологии в мировом сообществе.

В его компетенцию входит:

- руководство деятельностью Государственной метрологической службы; Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

- определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;

- межрегиональная и межотраслевая координация деятельности в области обеспечения единства измерений;

- организация проведения в установленном порядке испытаний средств измерений в целях утверждения их типа и на соответствие утвержденному типу средств измерений, а также поверки средств измерений в Российской Федерации;

- ведение Государственного реестра утвержденных типов средств измерений;

- отнесение в установленном порядке технического устройства к средствам измерений и установление интервалов между поверками средств измерений;

- ведение реестра лицензий на изготовление и ремонт средств измерений.

Государственная метрологическая служба находится в ведении Ростехрегулирования и включает:

- государственные научные метрологические центры;

- органы Государственной метрологической службы на территориях республик в составе Российской Федерации, автономныхобластей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы иСанкт-Петербурга.

В состав Государственной метрологической службы входит ряд метрологических научно-исследовательских институтов

Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС, Москва), где проводится координация всей конкретной метрологической деятельности в стране: осуществляется экспертиза НТД, утверждаемой Ростехрегулирова-нием, ведется Госреестр средств измерений. Кроме координирующих и распределяющих функций ВНИИМС занимается исследованиями в области метрологии геометрических величин, в измерениях давления, электрических величин, характеристик электромагнитной совместимости, в метрологических аспектах диагностики плазмы.

ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции и услуг, а также систем управления качеством продукции и услуг.

Государственное предприятие ВНИИ оптико-физических измерений (ВНИИОФИ) — сравнительно молодой метрологический институт, созданный для обеспечения единства измерений оптических величин. Занимается также оптико-акустическими измерениями, измерениями в медицине, метрологией лазерного излучения.

Комплексной информацией по стандартизации и качеству занимается ФГУП «Стандартинформ» — головной институт в области разработки и дальнейшего развития системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и технических условий ФГУП «Стандартинформ» проводит в установленном порядке учет и хранит отечественную и зарубежную научно-техническую документацию, обеспечивает по заявкам копиями стандартов.

Во ВНИИМ им. Д.И. Менделеева ведутся работы в области обеспечения единства измерений длины (эталон метра), угловых измерений, измерений массы, электрических и магнитных измерений, измерений параметров ионизирующих излучений, измерений Давления, измерений температуры, физико-химических измерений. Государственные научные метрологические центры несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение ГосУДарственных эталонов единиц величин, а также за разработку Нормативных документов по обеспечению единства измерений.

Органы Государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор на территориях республик в составе Российской Федерации, авто-1 номной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Органами Государственной метрологической службы являются центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ), расположенные по всей территории России. Органы Государственной службы проводят работы по поверке и калибровке средств измерений, осуществляют государственный метрологический контроль и надзор за обеспечением единства измерений.

Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли.

Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по разработке и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в отраслях народного хозяйства в целях обеспечения единства измерений на основе их применения.

Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе их применения.

Государственные органы управления Российской Федерации, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц создаются для выполнения работ по обеспечению единства измерений, повышения уровня метрологического обеспечения.

Метрологическая служба государственного органа управления представляет собой систему, которая может включать:

-подразделение (службу) главного метролога в центральном аппарате;

-головные и базовые организации метрологической службы в отраслях;

-метрологические службы предприятий.

К основным задачам метрологических служб относятся:

- калибровка средств измерений;

- надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами еди-шиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений,(соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

- выдача обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

- проверка своевременности представления средств измерений|на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а так|же на поверку и калибровку;

-анализ состояния измерений, испытания и контроля на пред-

•приятии, в организации.

Метрологические службы предприятий должны уделять особое внимание состоянию измерений, соблюдению метрологических правил и норм в сферах деятельности предприятия, предусмотренных ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 13): при испытаниях и контроле качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов, при выполнении предприятием работ по обязательной сертификации продукции и услуг и др.

МС юридических лиц относятся к числу основных звеньев МС федеральных органов управления.

К основным задачам МС федеральных органов управления относятся:

- надзор за состоянием и применением средств измерений, за аттестованными методиками выполнения измерений, за соблюдением метрологических правил и норм;

- калибровка средств измерений;

- проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку;

- выдача обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

- анализ состояния измерений, испытания и контроль на предприятиях.

Структура, основные задачи и обязанности МС юридического лица

На крупном промышленном предприятии приказом руководства формируется самостоятельное структурное подразделение (отдел, бюро), возглавляемое главным метрологом предприятия, подчиняющимся непосредственно главному инженеру (техническому директору) (рисунок 7). В службе главного метролога рекомендуется организовать следующие подразделения: комплексные (или по видам измерений) метрологические лаборатории, бюро подготовки и лабораторию организации метрологического обеспечения.

 
 


Рисунок 7 – Структура метрологической службы юридического лица

Структура и штаты МС утверждаются руководством предприятия исходя из специфики производства и объема работ, возлагаемого на МС.

Основными задачами МС предприятия являются:

- обеспечение единства измерений, повышение уровня и совершенствование техники измерений, испытаний и контроля на предприятии;

- организация и проведение работ по подготовке и совершенствованию метрологического обеспечения во всех областях деятельности предприятия;

- определение необходимой номенклатуры и планомерное внедрение средств и методик выполнения измерений, испытаний и контроля, отвечающих современным требованиям и обеспечивающих повышение эффективности научных исследований.

На МС предприятия возлагаются следующие обязанности:

- проведение систематического анализа состояния метрологического обеспечения производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- внедрение стандартов и других нормативных документов;

- проведение метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации;

- разработка для нужд предприятия СИ, их испытания и контроль;

- участие в проведении испытания продукции и подготовка ее к сертификации;

- поддержание в надлежащем состоянии эталонных СИ и организация своевременной поверки рабочих СИ;

- организация и проведение ремонта СИ;

- участие в обеспечении предприятия стандартными образцами состава и свойств веществ и материалов;

- организация обучения по повышению квалификации работников МС.

ЛЕКЦИЯ 2

Метрология от греческого метро-мера, логос-учение, наука об измерениях, методах и средствах обеспечения единства и требуемой точности измерений.

Метрология как наука и область практической деятельности имеет древние корни. На протяжении развития человеческого общества измерения были основой взаимоотношений людей между собой, с окружающими предметами, природой. При этом вырабатывались определенные представления о размерах, формах, свойствах предметов и явлений, а также правила и способы их сопоставления. Раздробленность территорий и населяющих их народов обуславливала индивидуальность этих правил и способов. Поэтому появлялось множество единиц для измерения одних и тех же величин.

Наименования единиц иих размеров в давние времена давались чаще всего в соответствии с возможностью определения их без специальных устройств, т.е. ориентировались на те, что были "под руками и под ногами". В России в качестве единиц длины были пядь, локоть. Первоначально под пядью понимали максимальное расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев взрослого человека. В XYIa. мерную пядь прировняли к четверти аршина, а в дальнейшем пядь как мера длины постепенно вышла из употребления.

Локоть как мера длины применялась в древние времена во многих государствах (на Руси, в Вавилоне, Египте и др.странах) и определялась как расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца среднего пальца вытянутой руки (или большого пальца, или сжатого кулака). Естественно, размер локтя был различным.

Одной из основных мер длины в России долгое время была сажень (упоминается в летописях начала Хв.). Размер ее также был не постоянен. Применялись: простая сажень, косая сажень, казенная сажень и др. При Петре 1 по его Указу русские меры длины были согласованы с английскими мерами. Так одна сажень должна была равняться семи английским футам. В 1835 г. Николай 1 своим "Указом правительствующему Сенату" утвердил сажень в качестве основной меры длины в России. В соответствии с этим Указом за основную единицу массы был принят образцовый фунт, как кубический дюйм воды при температуре 13,3 градуса Реомюра в безвоздушном пространстве (фунт равнялся 409,51241 грамм).

Кроме перечисленных мер длины в России использовались и другие меры длины: аршин (0,7112 м), верста (в разные времена размер версты был различным).

Для поддержания единства установленных мер еще в древние времена применялись эталонные (образцовые) меры, которые хранились в Церквях, т.к. Церкви являлись наиболее надежными местами для хранения ценных предметов. В принятом в 1134-1135г. уставе говорилось, что переданные на хранение епископу меры надлежало "блюсти без пакости, ни умаливати, ни умноживати и на всякий год взвешивати". Таким образом, уже в те времена производилась операция, которая позже стала называться поверкой.

За умышленно неправильное измерения, обман, связанные с применением мер, предусматривались строгие наказания («казнити близко смерти»).

По мере развития промышленного производства повышались требования к применению и хранению мер, стремление к унификации размеров единиц. Так, в 1736 г. российский Сенат образовал комиссию мер и весов. Комиссии предписывалось разработать эталонные меры, определить отношения различных мер между собой, выработать проект Указа по организации поверочного дела в России. Архивные материалы свидетельствуют о перспективности замыслов, которые предполагала реализовать комиссия. Однако из-за отсутствия средств, эти замыслы в то время не были реализованы.

В 1841 году в соответствии с принятым Указом "О системе Российских мер и весов", узаконившим ряд мер длины, объема и веса, было организовано при Петербургском монетном дворе Депо образцовых мер и весов - первое государственное поверочное учреждение. Основными задачами Депо являлись: хранение эталонов, составление таблиц русских и иностранных мер, изготовление менее точных по сравнению с эталонами образцовых мер и рассылка последних в регионы страны. Поверка мер и весов на местах была вменена в обязанность городским думам, управам и казенным палатам. Были организованы "ревизионные группы", включающие представителей местных властей и купечества, имеющие право изымать неверные или неклейменные меры, а владельцев таких мер привлекать к ответственности. Таким образом, в России были заложены основы единой государственной метрологической службы.

В начале ХVШв. появились книги, в которых содержалось описание действующей русской метрологической системы:

Л.Ф.Магницкого "Арифметика" (1703г.), "Роспись полевой книги" (1709г.). Позже, в 1849г. была издана первая научно-учебная книга Ф.И. Петрушевского "Общая метрология" (в двух частях), по которой учились первые поколения русских метрологов.

Важным этапом в развитии русской метрологии явилось подписание Россией метрической конвенции 20 мая 1875г. В этом же году была создана Международная организация мер и весов (МОМВ). Место пребывания этой организации- Франция (Севр). Ученые России принимали и принимают активное участие в работе МОМВ. В 1889г. в Депо образцовых мер и весов поступили эталоны килограмма и метра.

В 1893 г. в Петербурге на базе Депо была образована Главная палата мер и весов, которую возглавлял до 1907г. великий русский ученый Д.И.Менделеев. В это время начали проводиться серьезные метрологические исследования. Д.И.Менделеев вложил много сил в развитие и совершенствование поверочного дела; была образована сеть поверочных палаток, осуществляющих поверку, клеймение и ремонт мер и весов, контроль за их правильным применением. В 1900 г. при Московском окружном пробирном управлении состоялось открытие Поверочной палатки торговых мер и весов. Так было положено начало организации метрологического института в Москве (в настоящее время - Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы - ВИНИМС).

В годы советской власти метрология получила дальнейшее развитие. В 1918г. был принят декрет правительства Российской Федерации "О введении международной метрической системы мер и весов".

В 1930г. произошло объединение метрологии и стандартизации. Была проведена большая работа по изучению состояния метрологической деятельности. Опыт, полученный в эти годы, оказался полезным во время Великой Отечественной войны, когда потребовалось быстрое восстановление измерительного хозяйства на эвакуированных предприятиях и приспособление его к задачам военного производства. После окончания войны сеть поверочных и метрологических организаций начала быстро восстанавливаться. Были созданы новые метрологические институты.

В 1954г. был образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при СМ СССР (в дальнейшем Госстандарт СССР). После распада СССР управление метрологической службой России осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

В отличие от зарубежных стран управление метрологической службой в РФ осуществляется в рамках единой сферы управления, включающей и стандартизацию. Однако между этими видами деятельности существуют различия, которые углубляются по мере развития рыночных отношений. Если руководство метрологией и государственный метрологический надзор сохраняется в качестве важнейшей функции государственного управления, то стандартизация, в основу которой, судя по опыту стран с рыночной экономикой, положен диктат производителя, может претерпеть существенные изменения.

В современном обществе метрология как наука и область практической деятельности играют большую роль.

Метрология как наука подразделяется на:

1)законодательную метрологию;

2)фундаментальную (научную) метрологию;

3)прикладную (практическую) метрологию.

Законодательная метрология — раздел метрологии, включающий общие правила регламентации и контроля со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразие средств измерений.

Законодательная метрология является средством государственного регулирования метрологической деятельности посредством издания законов, законодательных положений, которые вводятся в практику измерений через государственную метрологическую службу и метрологические службы государственных органов управления, метрологические службы предприятий, а также через физических лиц, занимающихся производственной деятельностью. К сфере ее деятельности относятся: испытание и утверждение типа средств измерений, их поверка и калибровка, а также сертификация средств измерений. Ее службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор за всеми средствами измерений (производство не запускается, пока метрологическая служба не произведет поверку приборов).

Фундаментальная метрология занимается общими рекомендательными вопросами теории измерений, разработкой новых методов измерений, созданием систем единиц измерений и физических постоянных.

Прикладная метрология изучает вопросы практического применения результатов разработок фундаментальной и законодательной метрологии в различных сферах деятельности.

Для количественного определения (измерения) того или иного параметра, характеристики продукции, процесса, явления, т.е. любого объекта измерения, необходимо: выбрать параметры, характеристики, которые определяют интересующие нас свойства объекта; установить степень достоверности с которой следует определять выбранные параметры, установить допуски, нормы точности и т.д.; выбрать методы и средства измерений для достижения требуемой точности; обеспечить готовность средств измерений выполнять свои функции привязкой средств измерений к соответствующим эталонам (посредством периодической поверки, калибровки средств измерений); обеспечить учет или создание требуемых условий проведения измерений; обеспечить обработку результатов измерений и оценку характеристик погрешностей.

Перечисленные положения представляют собой своеобразную цепь, изъятие из которой какого-нибудь звена неизбежно приводят к получению недостоверной информации, и как следствие, к значительным экономическим потерям и принятию ошибочных решений.

Возможность применения результатов измерений для правильного и эффективного решения любой измерительной задачи определяется следующими тремя условиями:

- результаты измерений выражаются в узаконенных (установленных законодательством России) единицах;

- значения показателей точности результатов измерений известны с необходимой заданной достоверностью;

- значения показателей точности обеспечивают оптимальное в соответствии с выбранными критериями решение задачи, для которой эти результаты предназначены (результаты измерений получены с требуемой точностью).

Если результаты измерений удовлетворяют первым двум условиям, то о них известно все, что необходимо знать для принятия обоснованного решения о возможности их использования. Такие результаты можно сопоставлять, они могут использоваться в различных сочетаниях, различными людьми, организациями. В этом случае говорят, что обеспечено единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности результатов не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Третье из перечисленных выше условий определяет требование к точности применяемых методов и средств измерений. Недостаточная точность измерений приводит к увеличению ошибок контроля, к экономическим потерям. Завышенная точность измерений требует затрат на приобретение более дорогих средств измерений. Поэтому это требование является не только метрологическим, но и экономическим требованием, т.к. связано с затратами и потерями при проведении измерений (затраты и потери - экономические критерии).

Если при измерениях соблюдаются все три условия (обеспечивается единство и требуемая точность измерений), то говорят о метрологическом обеспечении.

Главным законодательным актом, обеспечивающим единство измерений, является Закон РФ от 26.06.2008 №102 – ФЗ" Об обеспечении единства измерений"

Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

3. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные требования и которые выполняются при:

1) осуществлении деятельности в области здравоохранения;

2) осуществлении ветеринарной деятельности;

3) осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;

4) осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;

5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

6) осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;

7) осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров;

8) выполнении государственных учетных операций;

9) оказании услуг почтовой связи и учете объема оказанных услуг электросвязи операторами связи;

10) осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

11) осуществлении геодезической и картографической деятельности;

12) осуществлении деятельности в области гидрометеорологии;

13) проведении банковских, налоговых и таможенных операций;

14) выполнении работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством Российской Федерации обязательным требованиям;

15) проведении официальных спортивных соревнований, обеспечении подготовки спортсменов высокого класса;

16) выполнении поручений суда, органов прокуратуры, государственных органов исполнительной власти;

17) осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).

4. К сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся также измерения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

5. Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется также на единицы величин, эталоны единиц величин, стандартные образцы и средства измерений, к которым установлены обязательные требования.

6. Обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, стандартным образцам и средствам измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Обязательные требования к единицам величин, выполнению работ и (или) оказанию услуг по обеспечению единства измерений устанавливаются законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

7. Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На смену государственной системе обеспечения единства измерений пришла система государственного технического регулирования, основы которой установлены Законом «О техническом регулировании».

Измерение является важнейшим понятием в метрологии. Это организованное действие человека, выполняемое для количественного познания свойств физического объекта с помощью определения опытным путем значения какой-либо физической величины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: