Развитие городской культуры на территории Казахстана

В VI – первой половине IX веков городская культура развивалась в двух направлениях – В Южном Казахстане и юго-западном Семиречье. В политическом отношении область подчинялась тюркским династиям и входила последовательно в состав Западнотюркского, Тюргешского и Карлукского каганатов. В указанный период происходит разграничение территории кочевания, стабилизируются маршруты кочеваний, закрепляются постоянные зимовки и летовки, появляется земледелие, выделяется прослойка оседлых бедняков и происходит переход к оседлости отдельных родовых подразделений. Складывается государственный бюрократический аппарат, формируется общий язык и письменность, развиваются торговые и дипломатические связи. В этих условиях происходит формирование городов, как административных ставок, так и центров ремесла, торговли, культуры. Под влиянием оседлых земледельцев и горожан бывшие кочевники быстрее переходили к оседлости, к городской жизни. Оседлое население заимствовало у кочевого типы вооружения, украшений, посуды из драгоценных металлов, привнося в эти изделия свои специфические элементы. Кочевники же могли полностью удовлетворить свои запросы в этих изделиях только при наличии развитого городского ремесла. Таким образом, спрос кочевников, скотоводов стимулировал развитие городского ремесла, а тюркские каганы были заинтересованы в строительстве городов.

Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело неодинаковое содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревенских занимались ремеслом и торговлей. На мусульманском Востоке важным критерием в определении статуса города являлась его административная роль. Города обозначались термином "кент". Для обозначения города в то время употреблялся термин "балык". К этим словам прибавлялись термины вроде "таш" - камень, "шим" -дерн, "кум" - песок, указывающие, из какого материала они построены или в каком географическом окружении находятся. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Арсубаникет, Кулан. Испиджаб был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он, - большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная". Другим большим городом являлся Отрар, развалины которого находятся в 15 км. от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе-Фараб) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный раннесредневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений. Наиболее известен на Востоке Тараз. Как большой город он впервые упоминается в источниках, датированных VII веком, встречается и в географических сочинениях древних авторов. Входил в состав Западно-Тюркского, затем Тюргешского и Карлукского каганатов, был столицей Караханидского государства. Тараз являлся центром густонаселенного района. Вокруг него по рекам Талас, Асса и горным речкам располагались многочисленные города и поселения-Барсхан, Хамукет, Джикиль, Адахет, Дах-Наджикент. Всего на территории Чуйской и Таласской долин обнаружено 36 городищ, имеющих слои VII - IX веков. Все они продолжали жить и в последующее время.

Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным явлением для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Археологи отмечают высокую культуру горожан в строительстве бани. Так, баня в Таразе имела общую площадь 152 кв. м. Возводились они из жженого кирпича, полы были выложены кирпичными плитами. Для обогрева применялась система жаропроводящих каналов, которые располагались под полом. Баня имела комнаты для раздевания, купальные залы с ваннами и бассейнами, парильные комнаты. Помещения освещались посредством стеклянных дисков, вставленных в люки куполов. Стены украшались орнаментом растительного содержания. Мусульманские врачи IX-XI веков приписывали росписям гигиенические свойства. Так, Мухамед ибн Закария ар-Рази (864-925 гг.) писал, что врачи древности, зная о расслабляющем действии бани на человека, считали необходимым расписывать стены сценами, созерцание которых способствовало бы укреплению жизненной силы человека. Ибн Сина (980-1037 гг.) также утверждал, что в хорошей бане должны быть умеренная температура, яркий свет, просторный предбанник, а в нем - картины хорошей работы, явной красоты, вроде влюбленных на фоне парков и садов.

Устройство средневековых городов. Средневековый город состоял из нескольких частей. В центре обычно была цитадель или замок, где располагалась резиденция правительства. Это была наиболее укрепленная часть города. Цитадель окружал шахристан – внутренний, укрепленный стеной район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными. Вокруг шахристана размещались торгово-ремесленные предместья, рабады, где жило основное население города. Кроме собственно города в округе находились небольшие поселения. Шахристаны городов были тесно застроены домами, группировавшимися в кварталы. Широкие раскопки южноказахстанских городищ позволили выделить отдельные кварталы, их границы и предложить такое определение: «квартал – это массив городской застройки, состоящий из нескольких домовладений, объединенных внутриквартальной улочкой или же отрезком магистральной улицы. Фасад квартала глухой, граница с соседними кварталами проходит по задним стенам всех домов и боковым стенам крайних домов». Для VI – первой половины VII веков характерны два типа домов. Дома первого типа однокомнатные, наземные, прямоугольные в плане. Вход тамбуровидный. Напротив входа в центре устроен напольный прямоугольный очаг с глиняными бортиками. Слева от входа, в тамбуре, в стене находились два камина. В потолке было устроено световое, оно же дымовое, отверстие. Дым, кроме того, выходил через дверь, именно поэтому очаг и камины приближены к выходу. Функциональное назначение напольных очагов и каминов различно: первые использовались для обогрева помещения и приготовления пищи, вторые – для выпечки хлеба. В каждом доме есть место отправления культа. Обычно это угол напротив входа с овальным медальоном, выполненным налепом из глины. Под ним располагался небольшой угловой подиум – алтарь, покрытый слоем золы. Площади домов варьируются от 12 до 45 кв. м. От размеров дома зависел характер перекрытия. В больших домах кровля опиралась на четыре столба, в средних в качестве опоры мог использоваться один столб, на который опиралась одна прогонная балка или две перекрещенные. В маленьких по площади помещениях крыша удерживалась только на стенах. Дома второго типа двухкомнатные, линейной планировки. Двухкомнатные дома характеризуются наличием второго помещения, видимо, кладовой. Площадь жилого помещения одного из таких домов квартала составляет 28 кв.м. и кладовой – 16,8 кв.м. По мнению исследователей, стены замков и городов раннего средневековья представляли собой монолитные сооружения без внутристенных галерей, которые заменяла площадка наверху, закрытая парапетом. Именно так выглядит стена замка на горелой резной доске, украшавшей интерьер парадного зала дворца Куйруктобе. Мощными стенами был окружен Тараз. Ширина стены достигала 3-3,5 м. Рядом с городами находились кладбища. Наиболее распространенной формой захоронений этого времени были погребения в наусах – подпрямоугольных сооружениях из пахсы и сырцового кирпича с перекрытиями. Таковыми являются кладбища Шага близ Туркестана, Борижар на берегу реки Арысь, у города Отрар. Наличие множества кладбищ говорит о том, что население постоянно проживало в этих местах в течение многих веков. Раскопки некрополей дают представление о сложности и пестроте конфессиональной жизни городских общин, взаимодействии различных этнических и религиозных групп в раннем средневековье. А найденные посуда, орудия труда, оружие, различные предметы быта и украшения являются показателями, характеризующими материальную культуру людей того времени.

Отрасли производства. Одной из важнейших отраслей производства, как в кочевой, так и в оседло-земледельческой среде было ремесло, обеспечивавшее население предметами первой необходимости. Среди ведущих отраслей ремесла в кочевой среде следует назвать обработку кожи и шерсти, изготовление юрт, повозок, кузнечество, металлургию, обработку дерева и кости, ювелирные ремесла. В городах и оседлых поселках процветали гончарство, стеклоделие, ковроткачество, ювелирное ремесло, кузнечество и ткачество. Обычно любой кочевник мог изготовить все необходимые предметы сам, но в каждой общине существовали мастера, специализирующиеся в этом ремесле и руководившие общей работой. Одна из старейших отраслей древнего производства - обработка кожи и шерсти. Степняки производили из войлока различные предметы, начиная с покрытия для юрт, кончая деталями одежды. По свидетельству Рубрука "кыпчаки покрывали юрты белым войлоком, чаще же пропитывают войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче, а иногда они берут черный войлок. Именно кыпчаки сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей". Из войлока сшивались чулки внутрь сапог, колпаки, а также потники для лошадей. При осаде городов в покрытых войлоком стенах застревали стрелы врагов. Для сооружения каркасов юрт и повозок существовала особая группа ремесленников, живших в местах, изобилующих подходящими породами дерева - ивой и березой. Используя различные станки для выпрямления заготовок, сверлильные станки, ремесленники собирали основы юрт и продавали их либо обменивали на продукты или скот. Зачастую они работали на заказ. Отдельные части юрт и повозок украшались резьбой по дереву.

Металлургия издавна составляла одну из наиболее важных отраслей ремесленного производства племен Казахстана. В V веке тюрки были известны как прекрасные рудокопы, платившие дань жужаням железом. В эпоху Тюркского каганата функционировали рудники в горах Балабуркутты, Бахты и Мыржык в Центральном Казахстане. Центром медеплавления был бассейн реки Жезды, где находился город металлургов - Улыбакыр - "Великая медь". Олово добывалось и выплавлялось в основном в Восточном Казахстане, в Калбинских и Нарымских горах, а также на реке Ишим и в Кокшетау. Крупнейшими центрами золотодобычи были районы Степняка и Майкаина. Места золотых приисков считались собственностью хана и ревниво оберегались от чужеземцев - здесь даже запрещали проводить караваны. Средневековье было временем особого развития ювелирного ремесла. Казахстанские ювелиры продолжали традиции полихромного стиля, выработанного здесь в III - II веках до нашей эры. Характерной его особенностью являлись инкрустация металлической пластины вставками цветных камней, перегородчатые эмали, окруженные узорами из зерен в виде треугольников и ромбов. Ювелиры мастерили из серебра и золота кольца, браслеты, серьги и броши, пользовавшиеся огромным спросом в степи. В период Тюркского каганата высокого развития достигает резьба по камню и кости. К этому времени относится широкое распространение каменных изваяний. Особенно большие группы изваяний располагаются в Жетысу, Центральном и Западном Казахстане и принадлежат карлукам и кыпчакам. Ранние из них схематичны и плоскостны, поздние близки к объемной скульптуре. На них проработаны черты лица, детали одежды, прически, оружие, пояса, украшения. В городах особое развитие получили гончарное ремесло и стеклоделие. Из глины лепили не только посуду, но также изготовляли светильники и водопроводные трубы. Стекло шло на производство различных видов посуды, причем использовались цветные стекла. Высокого уровня достигло кузнечное дело. Из железа производили различные инструменты, гвозди, топоры, шлемы, а также превосходное оружие - мечи, сабли, кольчуги, наконечники стрел и копий.

Ремесленник в кочевой общине обычно перемещался вместе с аулом, имея небольшую мобильную мастерскую. В обмен на изготовляемые предметы он получал скот и продукты. Металлурги и кузнецы жили обычно оседло, небольшими поселениями, но продолжали оставаться членами общины, из которой происходили. Специализация ремесленного производства вела к увеличению роли обмена и торговли, что особенно ярко прослеживается в средние века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: