double arrow

Великий шелковый путь в истории Казахстана


Древняя культура на территории Казахстана (племен эпохи бронзы(2 тыс л-8 в до н. э.), саков, канглов, гуннов).

Образование державы хунну, гуннов. Их роль в этногенезе казахского народа.

В 4 - 3 веках до н. э. у северных границ Китая в Центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, они же гунны. Это были прототюркские племена, именно с ними связаны кардинальные изменения в этнополитическом развитии всего Евразийского континента. В 109 году до н.э. шаньюй сюнну Модэ провел реформы по укреплению своего государства, О сюнну, их завоеваниях имеются сведения у китайского «отца истории» Сыма Цянь. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. Войско сюнну, по подсчетам китайцев насчитывало от 300 до 400 тысяч воинов. Организация войска строилась по десятичной системе, дисциплина была строгой. Они владели огромной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения реки Хуанхэ. Однако держава сюнну была непрочной в I веке до н. э. она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц.\\В 47 году до н.э. сюнну распались на южных и северных. Южные приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китай и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была мерная волна переселения сюнну па территорию Казахстана н Средней Азии. Хунну - кочевые племена ( кочевое скотов., мет-я, керамика, торговля с Китаем).\\Вторая волна началась в I н.э. когда северные сюнну теснимые китайцами снова двинулись на запад, одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центр. К.-не, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря, Каспия. Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со II по V века, это было «Великое переселение народов». Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи. Сюнну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, все это привело к тому, что здесь стали преобладать тюркские племена.

Андроновцы вели оседлы образ жизни, но в 10-9 вв. до н.э. происходит переход от оседлого скотоводства к кочевому. Найдены каменные скульптуры древних богов, храмовые комплексы, сущ-ли погребальные обряды, графические знаки – прообраз письменности. В 1 тыс до н.э. Семиречье и Южный К-н были центрами расселения большой группы сакских племен, об этом говорит наличие топографии и петроглифов. Бесшатырский могильник (5 в. до н. э) – берег реки Или, состоит из 31 кургана, является памятником наземной древней культуры. Особенно выделяется царская усыпальница (коридор, предвходная камера, погребальная комната). Трупоположение головой на Запад. Курган Иссык в 50 км от Алматы – 6-5 вв до н.э. Найден в 1969г. Маргулаком и Кадырбаевым. В этом кургане был найден труп молодого сакского воина-царя. Он лежал на подстилке из золотых ниток. Полотно усыпано бляшками пластинами из золото. Одежда парадная: плащ накидка, кожанные сапоги красного цвета, пояс с драгоценными камнями. На правом боку железный меч в деревянных ножнах, на левом – акинак (короткий нож). Шапка украшена бляшками с изображением животных. Далее отходили «наконечники стрел». В левом ухе золотая серьга. Чиликтинский курган (7 в. до н.э.)) в Зайсанской котловине в Южном Алтае, берег реки Бухтармы. Культура прототюрок – продолжение и развитие сакской. Повсеместно распространенно железо, появился ткацкий станок, широко обрабатывается дерево, зарождаются ремесла, развитая материальная культура, навыки военного дела. Жилища – юрта, повозка. Другой тип – войлочная юрта с коническим верхом на большой повозке, покрытая коврами, кошмами. В оседло-земледельческих оазисах были зимовки-поселения, иногда имевшие вид укрепленных городищ. Родовые кладбища по берегам рек, на местах кочевий, из небольших курганов. У кангюев наземные захоронения в грунтовых ямах, в могилах с подъемом. В могилах глиняные сосуды с пищей, оружие, украшения. Развито гончарное дело, наскальные изображения. Искусство связано с художественными традициями саков (звериный стиль), широкое применение инкрустации вставок, самоцветов. В 3-2 вв. до н.э. на смену звериному стилю – полихромный. Вера в духов-предков, статуэтки мужчин, женщин, куль природы, предков, солнца. Гунны. Украшения изготавливаются в основном из золота, используется инкрустация (вставка из цветных камней), зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание витой проволоки), шнуровое плетение и др.

Сарматы. Хозяйство и культура (3 в. до н.э. – 2(4) в. н.э.).

Сарматы, обитавшие в Зап Каз-не, являлись современниками саков, персов Кира и Дария1 и греков эпохи Алекс. Македонского. В греч источниках упоминаются кА савроматы, позднее сарматы. Господствующим типом хоз-ва было полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хоз-ва означал экон. прогресс в жизни степных племен. Труд чел-ка стал более продуктивным. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли. В стадах кочевников преобладали овцы, также важную роль в хоз-ве играли, что подтверждается археол раскопками. При раскопках погребений войнов и знатных лиц находили скелеты высокорослых лошадей. На базе скот-го сырья развивалось ремесло. Изготавливали колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, короткие мечи, ножи и др. Сарматы в характерен скифский звериный стиль. Доминирующей формой религиозных верований, как у саков, был культ предков. Памятники: могильники в Чингирлауском районе (Уральская обл.), вблизи с. Лебедевка.

Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районе Хотана. В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функциониро­вать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинал­ся в Чаньани — древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине Великой Китайской стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходив­ший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение пути можно объяснить несколькими причина­ми. Во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию. Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. Втретьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителямизаморских товаров. Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, прости­равшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникно­вение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию. Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на восток, шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам (Сарьям). Название древнего города сохрани­лось до сих пор. Его носит поселок рядом с Шымкентом, в центре которого находятся остатки средневекового городища, бывшего одним из крупнейших центров на Шелковом пути. Из Исфиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и железо. Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и Будухкет. Тараз — один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в.Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое посольство византийского императора Юстиниана II во главе со стратигом Земархом. Источники называ­ли Тараз городом купцов. Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов. Торговля и товары. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, красители и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и корал­лы, слоновая кость и «рыбьи бивни», слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья и многое др. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых «потокровных»\ коней Ферганы, арабских и нисийских скакунов, верблюдов и ' слонов, носорогов и львов, гепардов и газелей, ястребов, павлинов, попугаев и страусов. По Шелковому пути распространялись культурные растения: виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень. Однако главным предметом торговли оставался шелк. Наряду с золотом он был международной валютой, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье наемному войску и государствен­ные долги. Шелк и часть товаров, провозимыхйо Шелковому пути, оседала в городах казахстанского участка. Археологические находки — яркое тому свидетельство2. К числу редкостных по назначению находок, важных для изучения международной торговли, относится серебряный клад из Отрара. По своему составу он денежно-вещевой. Состав монетного собрания клада уникален: в нем представлены монетные дворы восточнотуркестанских городов — Алмалыка, Пулада и Эмиля (Омыла), Орду ал-Азама; европейских — Крыма; малоазиатских — Сиваса, Конии, Тебриза; казахстанских — Дженда. Время чеканки монет относится ко второй половине 60-х гг. XIII-в. Клад содержит своего рода «визитные карточки» городов, стоящих на Шелковом пути3. По Шелковому пути распространялись не только изделия, но и мода на художественные стили, которые могли иметь социальный заказ и, попадая на подготовленную почву в определенную этно­культурную среду, получали широкое распространение. Уже в начале средних веков в Азии была распространена концепция четырех царств мира, которые символизировали об­ширные регионы и страны. Каждое из этих «царств мира» в глазах современников обладало присущими только ему преимуществами. Такие государства, как Китай, объединившийся под властью динас­тии Суй (589-618), а затем Тан (618—907), царства индийских владетелей; объединение тюрков от Тихого океана до Черного моря, Персии и Византии, послужили основой идеи четырех мировых монархий, расположенных по четырем сторонам света: империи царя слонов на юге (Индия), царя драгоценностей на западе (Иран и Византия), царя коней на севере (тюркские каганаты), царя людей на востоке (Китай). Та же идея перешла и к мусульманским авторам4. искусстве, архитектуре, настенной живопи­си по странам Востока и Запада распространялись искусство музыки и танца, зрелищные представления6.Иностранные оркестры входили в состав придворного персона­ла. Известно, что царственный меломан Сюань Цзунь содержал 30 тыс. музыкантов. Сохранились описания приемов послов тюркс­ким каганом в ставке вблизи Суяба. «Каган, — пишет очевидец церемонии буддийский паломник Сюань Цзянь, — приказал поста­вить вина и начать музыку... Все это время раздавалась иноземная музыка, сопровождаемая металлическим перезвоном. И хотя это была музыка варваров, она даже ласкала слух, радовала сердце и мысли». Известно, что наиболее популярной в Танском Китае была музыка Восточного Туркестана и Средней Азии. Музыкаль­ные традиции Кучи, Кашгара, Бухары и Самарканда, Индии под официальным покровительством слились с музыкальной китайской традицией. Пути религий. По Шелковому пути распространялисть и рели­гиозные идеи, а миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии —христианст­во, а затем ислам. По мнению исследователей, проникновение буддизма из Индии в Китай шло через Среднюю Азию и Казахстан. Начался этот процесс с середины I в. до н. э. В распространении буддизма в Восточном Туркестане и Китае важная роль принадлежала средне­азиатским богословам и миссионерам, в особенности согдийцам, парфянам, кангюйцам. Распространение буддизма, особенно актив­ное во II—III вв. н. э., видимо, было связано с политическими целями Кушанскогогосударства на Востоке.

8. Образование тюркского каганата. (552-603 гг.)Этноним «тюрк». Западно-Тюркский каганат (603-704гг.)

Эпоха Великого переселения народов (2-5 века) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана, Средней Азии и Восточной Европы. Во 2 веке многочисленные группировки союза тюркоязычных племен расселились в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи. В 6 веке земли Казахстана попали под власть могущественной державы Тюркского каганата, правители из которой вышли из династийного рода алшын племени тюрк. Этноним "тюрк" впервые появляется в китайских источниках и относится к 542 году. Китайцы считали тюрков потомками хунну (сюнну). Родоначальником этого этно-социального объединения явился Бумын-каган. Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. Были покорены кидани в Манчжурии, киргизы на Енисее.

Западно-тюркский каганат (603-704 годы). Этнополитическим ядром каганата стали 10 племен Он-Ок-Будун, занимавшие древние усуньские земли от гор Каратау до Джунгарии. Столицей стал город Суяб (современный Токмак в Киргизии). Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джигую-кагана (610-618 гг.) и его младшего брата Ток-Джагбу-кагана (618-630 гг.). Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения хозяйства и оседло-змледельческого типа хозяйствования. Население занималось торговлей, ремеслами, землепашеством, скотоводством. Первым лицом в каганате – каган (верховный владыка, правитель, военноначальник, возможный собственник всех земель). Высшие титулы в каганате – ягбу, гиад, эльтебер – принадлежали каганскому роду. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Основное население каганата было из свободных мелких общинников – скотоводов (карабудуны). Племена в социальном плане делились на аристократические и вассальные.

Западно-Тюркский каганат (603-704гг.)

Занимавший огромную территорию, Тюркский каганат не смог превратился в единое централизованное государство. Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. В 581 году в каганате начались междоусобные войны. Стремясь использовать такое положение в своих целях, Китай и другие соседние государства совершали частые походы против тюрков. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельные улусы. В 603 году он разделился на две части – Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский каганаты.

После распада Тюркского каганата на 2 части в 603 году начался процесс размежевания их границ. Западно-Тюркский каганат занимал территорию на юго-востоке, начиная от рек Или и Чу, на северо-западе до нижних течений рек Волга и Кубань, на северо-востоке до верхних течений Волги и Иртыша, на юго-западе до рек Тарим и Амударья. Столицей и зимней ставкой кагана являлся город Суяб, расположенный на берегу реки Чу.

Основной этнополитический костяк каганата составляли “десять племён” – “он ок будун”. В состав “десяти племён” входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, киргизы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки.

Политическое и социальное положение.

Первым правителем кагана был Тардуш (Дато). Политическое господство Западно-Тюркского каганата особенно усилилось в период правления кагана Шегу (610-618 гг.) и кагана Тона (618-630 гг.). Каган Шегу расширил границы на востоке до Алтая, на западе достигли реки Тарим и предгорий Памира.


Сейчас читают про: