Хозяйство и быт

Религия.

Архитектурное и изобразительное искусство в средневековом Казахстане. Письменность.

В мировой исторической науке уделяется большое внимание проблеме взаимоотношений оседлых и кочевых народов, значению земледельческой и городской культуры в жизни кочевников.

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные области развития оседлой и городской культуры. Одной из них был Южный Казахстан и Семиречье. Она занимает территорию между Средней Азией, Центральным Казахстаном, Сибирью и Уралом. В ней выделяются три района – Южный Казахстан-это долина Сырдарьи, юго-западное Семиречье-это междуречье Таласа и Чу, северо-восточное Семиречье- это Илийская долина. Область находится на стыке земледельческих оазисов и кочевой степи. Взаимодействия земледельцев и скотоводов Казахстана, оседлости и кочевничества, города и степи были многообразны: политические, экономические, культурные, этнические. Взгляды исследователей на характер этих контактов были неоднозначны. Кочевники Востока, в том числе Казахстана и Средней Азии, зачастую рассматриваются как носители закоснелой культуры, а их влияние на развитие цивилизации – губительное. В начале XX века писали, что кочевники «сметали все на своем пути и обращали цветущие оазисы в мертвые пустыни». Историю Средней Азии считают, например, историей постепенного завоевания и разрушения оседлой иранской цивилизации кочевниками – тюрками.

Однако сейчас принято говорить об органичной связи между кочевниками и земледельцами, о единой экономической системе, в которой оба направления хозяйственной жизни не могли нормально функционировать без постоянного взаимообмена. Установлено, что элементы оседлости и земледелия всегда сопровождают кочевое хозяйство. В рамках единой этнической общности наряду с кочевыми существовали полукочевые и полуоседлые группы скотоводов. Зачастую часть рода, не имеющая возможности кочевать, оставалась на зимних пастбищах и в поймах рек, занималась поливным земледелием. Такие формы хозяйства были особо распространены в бассейне Сырдарьи, в Центральном Казахстане. Отдельные очаги земледелия находились в Жетысу и Северном Казахстане. Маршруты кочевания и пастбищ были устойчивыми на протяжении долгого времени и формировались в процессе длительного освоения степных просторов. Так, Гильом Рубрук отмечал, что "всякий начальник знает границсвоих пастбищ, а также, где он должен пасти свои стада зимою, летом, весной и осенью". Средневековые авторы отмечают, что тюрко-язычные племена степей разводили лошадей, овец, коз, коров, верблюдов. В условиях кочевого быта лошадь была незаменимым животным благодаря исключительной подвижности и выносливости. У кочевников существовали правила совместного и последовательного выпаса скота в зимний период, когда после прогона лошадей на пастбищах выпасались другие виды животных. Этот метод обусловил преобладание в стаде лошадей и овец. Крупный рогатый скот и коз содержало полуоседлое население. Верблюд был распространен на всей территории Казахстана, за исключением северных районов с холодным климатом. Животноводческая продукция шла не только для удовлетворения внутренних потребностей, но и на продажу в соседние земледельческие области. Кочевники Сарыарки и Жетысу были экономически связаны с городами Мавераннахра. Западный Казахстан - с Хорезмом, городами Итиля, кыпчаки и кангары Причерноморья - с городами Руси и Крыма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: