Социальная структура общества. Формы собственности и повинности в казахском ханстве

Политическое устройство казахского ханства. Институт биев.

Мужество и доблесть казахских воинов

Огромное значение Аныракайской битвы в том, что армия джунгар, принесшая неисчислимые страдания казахскому народу, была разбита наголову. Большой отряд джунгар вступил в военные действия недалеко от гор Караджерин, в стороне от Аныракайских гор. Но он был встречен казахскими отрядами в одной из лощин. Здесь и был разбит. Части джунгар удалось отступить через речку Самсу в долину Кара-Кастека и горам Джирен-Айгыр. Но и здесь их ожидал позор поражения. Казахские дружины совершили обходной маневр, напав из-за горы Тобе на отступающих джунгар.

Батыр Саурык, взойдя на гору, с ее вершины наблюдал за завершением Аныракайского сражения. Так появился в этой части предгорный топоним - курган Саурык. В сражении принимал участие поэт и воин Актамберды-жырау Сарыулы, сподвижник Каракерея Кабанбая. Он не только храбро сражался, но и в своих стихах отразил трудный ход освободительной войны. В этой же битве принимал участие поэт и воин Умбетей-жырау. Мужество и личная доблесть казахских батыров и рядовых воинов нашли отражение в разных поэмах казахского героического эпоса.

Все поле сражения от горы Хантау до озера Алаколь (Ит-ишпес) и гор Аныракай составляло площадь 70 на 30 километров. Это - центральная часть между реками Шу и Или, на юг от озера Балхаш. Место битвы определялось физическими возможностями коней и всадников. Интересно, что поле сражения при Буланты-Белеуты аналогично по размерам местности, где состоялось Аныракайское сражение. Рельефы этих двух местностей удивительно схожи. Казахские кавалеристы выгодно использовали ландшафт для своих маневров.

Разбитые джунгары отступили на восток. В ходе дальнейших военных действий у захватчиков были отбиты большие территории казахских степей: районы Сырдарьи и Арыси, Улытау и Сарыcу, северное Прибалхашье, равнинные долины Таласа и Шу. Казахи продвинулись к границам реки Или.

Аныракайская битва была одним из звеньев наступления казахских дружин в восточном и северном направлениях. Одни шли на север - через Сарысу и Улытау, другие на восток - через долины рек Талас и Шу. Район Аныракая был ключом к наступлению казахских дружинников в Жетысу. С другой стороны, он давал возможность продвижению по северному Прибалхашью - через речки Моинты, Токырау в направлении северо-востока Сарыарки.

ТЕМА № 25: Социально-экономическое положение Казахстана до присоединения к России.

План:

Формирование системы казахской государственности началось во второй половине 15 в. и к 17 в Казахстан превращается в одно из сильнейших централизованных государств.

Рассмотрим политическую систему казахского общества. Не имея постоянных органов государственного аппарата, тем не менее, в казахском ханстве властные функции были распределены в вертикально-горизонтальном плане.

Одной из главных форм организации общества был улус. Улус имел свою территорию, которую называют юрт. Он представлял собой основную форму административно-политической организации казахов XV-XVI вв. Каждый улус насчитывал в среднем около 10 тыс. семей - «кибиток» (не менее 60 тыс. человек). Административное деление было следующим.

Аул (семья) во главе аулбасы

Ата-аймак (несколько семей) во главе аксакал

Род – глава рубасы.

Арыс – глава бий

Улус – глава султан

Ханство – хан

Такая структура обеспечивала целостность казахского общества, регулировались хозяйственно-экономические, политико-правовые связи.

В казахском обществе существовали патриархально-феодальные отношения. Скот был главным богатством кочевников. Земля, пастбища принадлежали роду - общине. Верховным распорядителем земли был хан. Правители жузов определяли кочевья между родами. Казахское ханство состояло из 10 улусов, такая система управления называется улусной системой управления.

Высшим органом власти был курултай – собрание всех султанов – чингизидов и правителей улусов.

Курултай собирался 1 раз в год на юге Казахского ханства, где сходятся все кочевые пути трех жузов, в Ордабасы. На курултае решали самые важные вопросы (войны и мира, выбирали хана). Хану в управлении государством помогал Ханский совет, а позже при хане Тауке – Совет биев.

Казахское общество не было социально - однородным.

Деление шло по двум признакам.

I. По социальному происхождению общество делилось на «ак-суйек» (белая кость) и «кара-суйек» (черная). К «белой кости» относились:

1. Потомки Чингисхана - султаны (по-казахски - торе), из которых выбирали хана.

2. Кожа (ходжа) - потомки пророка Мухаммеда или его сподвижников.

3. огланы - царевичи не имеющие улусов.

Политическая по своему содержанию и характеру власть Чингизидов, основанная лишь на генеалогическом праве, не имела национального значения.

Султаны обладали рядом привилегий. Только из чингизидов выбирали ханов. Самозванцев карали (20-30 ударами нагайкой), нецарствующий чингизид имел право на улус (юрт) - определенная территория с подвластными родами и племенами. Они возглавляли улусное войско; имели свой уран - «Архар» (благородный), право на сбор налогов, освобождались от всех налогов, кроме воинской повинности, освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан.

Согласно обычаю, преимущественное право на ханское достоинство имел старший в роде, и например, дядя, брат хана, считался старше всех своих племянников, сыновей хана. Иногда даже верховная власть в ханстве переходила от старшей ветви правящей династии к представителям младшей ветви.

В выборе хана участвовало все население (взрослое), но решающую роль играла родоплеменная верхушка (ханский совет). Оценив достоинства и заслуги претендента, ханский совет предлагал кандидатуру. На всенародном курултае проводили своеобразный церемониал. Представители всех трех жузов, как простые люди, так и родоначальники, могли высказать и плохое, и похвальное в адрес кандидата (из прошлого его предков и его лично) - это была степная демократия. Завершается церемония благословением муллы, поднятием нового хана на белом войлоке и 40-дневным тоем. Скот и имущество хана разбирали и увозили домой (той саркыты - подарок от хана), т. к. cчиталось, что богатством хана, хозяина страны, является богатство народа. Через неделю, однако, поголовье скота в 10-кратном размере возвращали, но оно считалось уже собственностью государства.

У хана было пять основных прав:

- распоряжаться всей территорией;

(обеспечивать безопасность всей страны);

- объявлять войну, заключать мир;

- вести переговоры с другими государствами;

- быть верховным судьей, миловать и казнить;

- издавать законы.

- Убить или оставить в живых своего подчинённого (функция

верховного судьи)

Если хан не оправдывал надежд народа, то существовали различные формы протеста - откочевки, или так называемая «ханская расправа»: весь его скот разбирали и уводили, а хан должен был покинуть родные места (в истории Казахстана такой случай был с ханом Тахиром). Такую же расправу чинили и над султанами, биями. Хана окружали советники, помощники, дружина и прислуга. В XVII и первой половине XVIII веков местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан.

К черной кости относилось собственно казахское население - от низов до родоначальников (биев), но они имели разное имущественное и социально-политическое положение. Бии, в противоположность Чингизидам «наднациональному» сословию, составляли «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суйек.

Бии (би) - это предводители родов и племен. В пределах их родов им принадлежала вся власть, вместе с султанами они решали общественные вопросы. Они были судьями, обладали ораторским искусством, были знатоками обычного и мусульманского права, своей родословной. За их труд полагался так называемый бийлык (1/10 от иска).

Батыры - это военное сословие, могли быть как из белой, так и черной кости. Люди, отличившиеся воинскими подвигами. Роль батыров в истории казахов велика. В особо тяжелые периоды внешней опасности они брали на себя функции предводителей вместо султанов даже улусных войск (например в XVIII в.).

Аксакалы – главы аулов и других родоплеменных соединений, выдвигались на руководящие позиции благодаря личным качествам.

Старшины – предводители родов.

Основную массу населения составляли кочевники-скотоводы и земледельцы (на юге и в Семиречье). Иначе их называли шаруа, бухара. Лично свободный кочевник обладал рядом прав (имущественных), был ответственен, зависим от рода, но в то же время родовая принадлежность гаранти­ровала ему защиту и помощь («асар», «журтшылык»)

В казахском обществе было и рабство (домашнее): кул - раб, кун - рабыня. Основными источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина, который распоряжался его жизнью и нес ответственность за его преступления. Туленгуты - «привилегированные» рабы составляли личную охрану ханов, султанов, были гонцами, сборщиками налогов и т. д.

«Кара-суйек» имели также свой уран (или родовой, или общий - «Алаш!»).

Казахское понятие «би» происходит от тюркского «бег» (бек, бей) ― традиционного титула, которым в тюркских сообществах наделялся, как правило, знатный, состоятельный или могущественный в ином отношении человек. В казахской степи титул «бий» был не столько наследственным или жалуемым, сколько заслуженным, почетным званием. Бии не назначались и не избирались. Соискатель (кандидат) мог иногда определяться, выделяться другими биями, аксакалами и другими уважаемыми и умудренными жизнью людьми, первоначально оказывавшими ему определенную поддержку, но стать бием можно было лишь после народного признания претендента. Основными требованиями к таким людям были: доскональное знание норм обычного права, обладание ораторским талантом и честность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: