double arrow

Социальная структура казахского общества

Жузы и их родоплеменной состав

Политический строй и общественные отношения

Тема 6. Общественно-политический строй казахского общества в XV-XVIII вв. (1 час)

1.Казахское ханство было иерархизированной социально-политической структурой, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики. Ханство не сложилось в централизованное. Во главе государства стоял – хан, совмещавший гражданскую, административную и военную власть . Ханство состояло из улусов во главе с султанами. Каждый улус состоял из десятка тысяч семей. Несколько семей составляли колено (фирке), определенное количество колен составляло род или племя (тайпа). Ежегодно созывались курултаи (народные собрания) в числе аристократов – старейшин и правителей родов, султанов –для решения совместно с ханом общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане совет биев- законосовещательный орган. . К городской верхушке относились чиновники местной администрации- визири, уакили, хакими, даруга,назначавшиеся ханами и удельными правителями. Служащие более низкого ранга занимались сбором налогов, надзором за ирригационной системой. Система государственного управления была основана на обычном праве – адат. Наряду с обычным правом действовали нормы мусульманского права - шариат. Основой государственности являлась родовая организация населения.

Общественные отношения у казахов характеризуются как патриархально-феодальные. Отмечается большая степень развитости феодальных отношений в экономически развитых земледельческих районах Южного Казахстана, чем в степных районах,где преобладало экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство.

Существовала общинная форма землепользования. Скот находился в частной или семейной собственности.

Однако в Южных районах Казахстана сложились устойчивые формы феодального условного землевладения и земельной собственности. Наиболее известные формы: сойургал, икта, мильк, вакф.

2. Особенностью Казахстана является то, что на его территории возникли жузы. «Жуз» - этнотерриториальное объединение, регулирующее социальную, политическую и экономическую жизнь общества. К XV-XVI вв. жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения.

Племена каждого из трех жузов были связаны между собой общими маршрутами кочевания, имели общую этническую территорию.

Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В состав Старшего жуза входили племена: уйсыны, канлы, дулаты, жалаиры, албаны, ысты, суаны, ошакты, шапрашты.

Средний жуз, образованный в результате объединения племен – кыпчаков, найманов, аргынов, уаков, конратов, кереитов и др., располагался в Центральном и части Северо-Восточного Казахстана.

Младший жуз, занимавший низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности, имел в своем составе три больших племенных объединения: алимулы, байулы, жетыру. В свою очередь каждое из них включало в себя отдельные роды, так, байулы входили следующие роды: адай, жаппас, алаш, берш, есентемир, серкеш и др. всего 12-родов; жетыру: табын, тама, жагалбайлы, рамадан и др.; алимулы: карасакал, какракесек, торткара, шекты и др., всего шесть родов.

3. Социальная структура казахского общества основывалась на сословно-кастовом делении. В основе деления казахского общества лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение. К высшему аристократическому сословию – ак суйек относились потомки Чингис-хана (чингизиды): ханы, султаны и ходжи – потомки пророка Мухаммеда. Все остальное население относилось к кара суйек.

Чингизиды не принадлежали ни к каким родам и племенам, они составляли правящую группу общества.

Согласно обычаю, преимущественное право на ханский титул имел старший в династийном роде.

Нецарствующие чингизиды-султаны наделялись улусом, в котором было определенное число родов и племен. В среднем в улусе насчитывалось около 10 тыс. семей или юрт, не менее 60 тыс. человек. Определение территории улуса, его передача или отчуждение осуществлялось ханом. Султан был правителем улуса с правом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной. Они освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан.

В это сословие кара суйек входили предводители родов и племен - бии. Среди представителей казахской военно-кочевой знати упоминаются эмиры, беки, мирхазаре-тысячники, йузбеги- сотники.

Термин бай упоминался к любому лицу, обладавшему богатством. Рядовые кочевники - шаруа, земледельцы- жатаки, горожане, ремесленники, торговцы, жители оазисов, составляли единое податное население. Все они обязаны были платить многочисленные налоги и подати: зякет, согум, сыбага - со скотоводов, ушур, харадж, тагар - с земледельцев и ремесленников.

Исключительно тяжелой была воинская повинность. В сущности, каждый рядовой кочевник считался воином и в любое время был обязан явиться «конно и оружно» к султану или хану. Выходцы из рядовых воинов, отличившиеся ратными подвигами занимали место в сословии батыров

Самой бесправной социальной группой казахского общества были рабы (кулы). Основными источниками рабства был плен, долговая несостоятельность.


Сейчас читают про: