Политическая система общества. Идеологическая борьба в области культуры

Идеологическая борьба в области культуры

Возобновление репрессий.

Общественно-политическая жизнь республики. Партия.

Война сумела изменить общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 30-е гг. сама экстремальная обстановка на фронте заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, брать ответственность на себя. Война разрушила «железный занавес», которым страна была отгорожена от остального «враждебного» мира. Десятимиллионный отряд участников заграничного похода Красной Армии, многочисленные репатрианты воочию увидели тот буржуазный мир, о котором они знали только из пропагандистских материалов. Различия в отношении к личности и уровне жизни не могли не посеять сомнений в правильности партийного курса.

Победа советского народа породила надежды у крестьян на роспуск колхозов, у интеллигенции - на ослабление политического диктата, у населения союзных республик – на изменения в национальной политике. В стране появились антисталинские молодёжные группы, недовольство политикой руководства выражало часть офицерского состава. Власть была обеспокоена подобными настроениями. Однако абсолютное большинство населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и созданной им системы, люди свято верили в Коммунистическую партию, которая «с выдающейся мудростью сумела организовать победу» в тяжелейшей войне с сильным врагом. Идеология сталинизма в 40-х - начале 50-х гг. достигла своего апогея. Поэтому в стремлении подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двум направлениям:

1. С одной стороны, по пути видимой демократизации;

2. С другой – усиления борьбы с «вольнодумством» и укрепления тоталитарного режима, что вылилось в нарастание нового витка репрессий, возврате Сталина к идее автономизации и искажениям в области национальной политики.

Таким образом, жёсткая командно-административная система, восторжествовавшая к середине 20-х годов, продолжала действовать и в 40-50-е гг., сохранились такие её проявления как:

• подавление свободы человека, игнорирование его прав;

• отчуждение людей труда от средств производства и др.

Коммунистическая партия являлась ведущей руководящей силой общества, под её руководством действовали все другие звенья политической системы советского общества: Советское государство;Профессиональные союзы; Комсомол; Кооперативы; Общественные организации.

Общественно-политическая жизнь республики

Как и все советские люди, казахстанцы возвеличивали личность Сталина. Все достижения воспринимались как результат «дальновидной» деятельности вождя, а все недостатки — как дело рук «агентов мирового империализма» и «врагов народа». Ежедневная пропаганда личности вождя стала определяющим фактором в формировании политического мировоззрения и оказывала сильное воздействие на психологию масс. В результате утвердилась атмосфера подозрительности, нетерпимости к инакомыслию, преследования за малейшие признаки недовольства по отношению к власти. Как следствие сложившейся социально-психологической обстановки продолжались антигуманные действия командной администрации, направленные на искоренение демократии. В итоге стали нарушаться права человека, ограничиваться свобода граждан, произошло их отчуждение от политики и органов государственного управления.

Хотя считалось, что Казахстан вошел в состав СССР на добровольных началах, никаких суверенных прав он не имел. Республика оставалась неотделимой частью Союза и полностью подчинялась Центру. Только к середине 50-х годов командно-административная система вернулась к вопросу расширения прав союзных республик. Эта инициатива была вызвана отнюдь не уважением конституционных прав союзных республик — крайне централизованная система управления сковывала все силы, мешала развитию общества.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР в мае 1955 г. изменился порядок планирования народного хозяйства и распределения бюджетных средств в союзных республиках. Планирование объема производства и капитальных вложений передавалось на рассмотрение Советов Министров республик. Были расширены права республик по распределению бюджетных средств, по некоторым видам доходов увеличилась доля отчислений в пользу республиканских бюджетов.

В 1954—1956 гг. из ведения союзных органов под контроль республик было передано 144 предприятия промышленности и транспорта. Министерства металлургии и химической промышленности, строительства, геологии были реорганизованы в союзно-республиканские министерства. Расширились права республиканских министерств, в частности, возросла компетенция республик в области культурного строительства.

В 1956—1958 гг. союзные республики получили возможность самим осуществлять руководство в органах юстиции, определять структуру судебных органов, утверждать гражданские и уголовные кодексы. Расширилась законодательная деятельность Верховного Совета республики. Союзные республики стали принимать участие в решении общесоюзных вопросов. С 1957 г. в состав Совета Министров СССР входили председатели Советов Министров, а в Верховный Суд СССР — председатели Верховных Судов союзных республик. Однако эти меры не смогли обеспечить реального суверенитета союзных республик и не способствовали должному развитию их в составе СССР, так как всеми перечисленными полномочиями наделялись «свои» люди, занимавшие соответствующие посты в республиках. Хотя республика и считалась суверенной, за годы Советской власти Казахстан никогда самостоятельно не определял своей внутренней и внешней политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: