Лекция 1 определения культуры и аспекты ее рассмотрения

ЛЕКЦИИ

ЭТАПНЫЙ ПЛАН КРОСБИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА

Приложение 3

ЭТАПОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПО ДЖУРАНУ

Приложение 2

1. Сформируйте у персонала осознание потребности в качественной работе и создайте возможность для улучшения качества.

2. Установите цели для постоянного совершенствования деятельности.

3. Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, выработав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов.

4. Предоставьте возможность обучения всем сотрудникам организации.

5. Выполняйте проекты для решения проблем.

6. Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях.

7. Выражайте свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.

8. Сообщайте о результатах.

9. Регистрируйте успехи.

10. Внедряйте достижения, которых вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым закрепляя их.

1. Четко определите приверженность руководства идее качества.

2. Используйте команды по работе над улучшением качества для привлечения и информирования о качестве всех членов организации.

3. Измеряйте качество и раскрывайте текущие и потенциальные проблемы с качеством.

4. Подсчитайте стоимость затрат на качество.

5. Объясните подчиненным, сколько стоит некачественная работа.

6. Предпринимайте корректирующие действия.

7. Организуйте специальный комитет, который будет работать над программой нулевого брака («ноль дефектов»),

8. Обучите наставников, которые будут внедрять программу нулевого брака.

9. Проведите «день нулевого брака», чтобы объяснить программу и подчеркнуть тот факт, что в организации к этой проблеме будут относиться по-новому.

10. Поощряйте персонал устанавливать цели, ориентированные на улучшение качества.

11.Поощряйте персонал сообщать о тех проблемах, которые не позволяют им работать без брака.

12.Высказывайте признание тем, кто добивается поставленных целей и отлично выполняет работу.

13.Организуйте советы качества, состоящие из профессионалов, руководители команд которых будут регулярно общаться друг с другом.

14.Проделывайте это снова и снова, подчеркивая, что у данной программы нет завершения.

Определения культуры и аспекты ее рассмотрения.

Дефиниций понятия "культура" достаточно много. Вот как определяют данный термин авторы соответствующей статьи в "Философском словаре" (1983): "Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе." Определение громоздкое, сложное, но достаточно емкое, охватывающее широкий диапазон практик употребления термина.

От античной традиции идет понимание культуры как осмысленного воздействия человека на неорганизованную стихию, как на противопоставленный бесструктурному Хаосу гармонически структурированный Космос. Культура в этом значении сближается с термином "цивилизация", употребляемым по отношению к преображенной воспитанием природе.

В значительной мере степень удаленности от природы клали в основу оценки цивилизованности этносов и французские просветители 18 века - опираясь именно на этот подход они сопоставляли культуры разных наций и искали критерии для ценностного ранжирования их. Но уже Ж.Ж. Руссо выступил с критикой такого понимания культуры. Народы, находившиеся на патриархальной ступени развития, по его мнению, сохранили простоту и чистоту нравов - великие ценности, утраченные испорченными и морально развращенными "культурными нациями".

Предпринятая Руссо критика культуры (отождествляемой с цивилизацией) была не только продолжена, но и усилена. Под пером Фридриха Ницше она была доведена до полного отрицания ценности культуры. Ницше постулировал "природную антикультурность человека" и любую культуру воспринимал как средство подавления и порабощения человека.

Обращает на себя внимание тесная взаимосвязь культуры и морали. Подробному анализу этого вопроса посвящена книга выдающегося гуманиста ХХ века швейцарского мыслителя и музыканта Альберта Швейцера "Культура и этика". Этическая (моральная) наполненность культуры позволяет воспринимать ее как специфическую этическую ценность. Какой этикой будет наполнен данный национальный, классовый и культурный комплекс, такова будет и нравственная ценность его. А комплексы эти могут быть весьма различны - вспомним, в сколь разнообразных воплощениях рассматривается культура как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности.

Один из ракурсов изучения культуры - национальный. Национальные культуры - факт, требующий внимательного изучения и сохранения. В предстоящих лекциях на основе рассказа об истории культуры Тульского края мы постараемся дать какое-то представление о развитии культуры русской нации. Определенное внимание будет при этом уделено взаимодействию культур (национальных и сословных), как необходимому условию развития каждой из них и человеческой культуры в целом.

Человеческая жизнедеятельность развивается в двух сферах - материальной и духовной. Отталкиваясь от этого факта, культуру иногда тоже делят на материальную и духовную. Особое место в нашем рассказе будет обращено на материальную культуру, поскольку с достижениями именно в этой сфере традиционно связывается слава туляков. Наибольшее внимание будет уделено при этом трем областям практической деятельности человека: строительству, металлургии и металлообработки.

Особый аспект вопроса - экологический. Этическая цельность мировоззрения, достигаемая органическим слиянием этики и культуры (необходимого, по мысли Швейцера, условия прогресса), с неизбежностью предполагает экологизацию культуры. Носители культуры, пропитанной "благоговением перед жизнью", не отравит реку и не устроит в церкви склад, не иссушат море и не запашут кладбище, где похоронены отцы и деды, Экология природы неотделима от экологии культуры - это две стороны одной медали. Обратим внимание: выражение "экология культуры", введенное Д.С. Лихачевым всего лет десять назад, сегодня органично вросло в русский язык и русскую общественную мысль. Едва ли могло быть иначе: очутившись перед пропастью, человечество претерпевает духовную перестройку в плане тотальной экологизации мышления.

На примере истории Тульского края мы постараемся проследить основные процессы, развивавшиеся и развивающиеся в русской культуре. При этом наше внимание преимущественно будет сосредоточено на отдельных точках географической карты Тульской области, точках, наиболее рельефно соединивших в своей истории черты общие и особенные. Как правило, они (эти местности) и изучены лучше других.

Традиция изучения тульских древностей насчитывает около двух столетий и представлена именами крупного этнографа и историка И.П. Сахарова, уроженца, жителя Тулы и воспитанника Тульской духовной семинарии, историков И.Ф. Афремова и Н.Ф. Андреева, археолога Н.И. Троицкого, основателя первого в Туле общедоступного музея (Епархиального древлехранилища, впоследствии Палаты древностей), исследователей генеалогии М.Т. Яблочкова и В.И. Чернопятова, замечательного историка древнерусского искусства кн. Ю.А. Олсуфьева, погибшего в сталинских лагерях, разделившего его судьбу археолога М. Дружинина, наконец, патриарха тульского краеведения профессора В.Н. Ашуркова. Надеюсь, хотя бы некоторые из моих слушателей обратятся со временем к их трудам непосредственно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: