Численности населения, тыс. чел. в Градостроительном кодексе РФ

Классификация городских поселений по

Материально-техническая база городского хозяйства

Почти до последнего времени понятие «материально-тех­ническая база» было объектом внимания многих ученых. Это диктовал ось стремлением выявить в производительных силах их основу, опираясь на которую можно было бы их развивать. Преобразования в России были связаны с изменениями в форме собственности. Их масштабность и неуправляемость, ослабили внимание к проблемам производительных сил. Термин «мате­риально-техническая» база исчез из учебников по экономиче­ской теории и рыночной экономике. С таким подходом не все согласны. По мнению некоторых ученых, общественное разви­тие может быть рассмотрено через призму прогресса в произво­дительных силах. Говорят об этапах «доиндустриального», «ин­дустриального»,'«постиндустриального» и «информационного общества».

Любая экономическая система всегда предполагает как нечто данное существующие и функционирующие в ней про­изводительные силы. В рамках существующих производитель­ных сил всегда находятся такие элементы, которые определяют их развитие, ведут к устранению старых элементов и усилению новых элементов, которые и придают особую качественную ха­рактеристику системе производительных сил (доиндустриальное, индустриальное общество). Вот эта совокупность новых элемен­тов и будет составлять то, что понимается под материально-тех­ническои базой. Если говорить более конкретно, то она включает в себя: средства и предметы труда, технологии, инфраструктуру, обеспечивающую функционирование средств труда (транспорт, дорожное хозяйство, складские помещения).

Экономика города - это, в целом, индустриальная эконо­мика, хотя ее качественные характеристики во многом зависят от того, что представляет собой город. Существуют различные подходы к классификации городов. По численности населения города и поселки подразделяются на группы.

Таблица 1

Группы Города, тыс. чел.   Поселки, чел.
Сверхкрупные свыше 3000   -
Крупнейшие свыше 1000 до 3000   -
Крупные   свыше 250 до 1000   свыше 5000
Большие   свыше 100 до'250 ' от 1 000 до 5000
Средние   свыше 50 до 100   свыше 200 до 1000
Малые , менее 50   менее 200

По характеру функций могут быть выделены населенные пункты, специализирующиеся на промышленном производ­стве, строительстве и транспорте.

По административно-политическому значению выделяют столичные города, центры краев и областей, автономных рес­публик, центры низовых административных районов.

Три указанных признака лежат в основе функциональной ти­пологии городов. По совокупности эти признаков можно вы­делить:

Многофункцuональные столичные города (Москва, Санкт- Пе­тербург). Такие города обычно относятся к крупным или круп­нейшим. Наряду с развитием промышленности, транспорта и других сфер для этих городов характерна высокая степень раз­вития административно- политических и культурно- просвети ­тельных функций..

Многофункцuональные центры автономных республuк и област­ные центры. Как правило, это большие и средние города.

Индустриальные центры. Они относятся преимущественно к большим и средним городам. Индустриальным центрам присущ наибольший удельный вес занятых в промышленности, строи­тельстве и на транспорте (в основном 70-80%).

Малые города. Для них характерно преимущественное разви­тие организационно-хозяйственных, торгово-распределитель­ных, административно- культурных функций. Промыiпленность и транспорт здесь, как правило, имеют местное значение.

Транспортные города. Это преимущественно малые и сред­ние города.

Города - оздоровительные центры, где высокий удельный вес занятых в здравоохранении (свыше 10%).

Города - научно-экспериментальные центры. Ведущей функ­цией является научное обслуживание. По численности населе­ния они относятся к группе средних и малых.

Наряду с перечисленными функциональными типами горо­дов возможно выделение и других, промежуточных, типов по отношению к перечисленным, и новых (например, города-спут­ники, выполняющие функции «жилых филиалов» близлежа­щего крупного города, агрогорода, города - центры туризма). Приведенная классификация городов не является единствен­ной. Так, например, известны попытки классификации малых городов.

Таблица 2

Распределение малых городов России по регионам, %

Экономический район Доля городов с населением, тыс.чел. Доля молодых городов в общем числе городов
   
Северный 38.3 35.0 73,3
Северо-западный 41,6 33.3 75,0
Центральный 38,3 31,7 70,0
Волго-Вятский 49,2 25,4 74,6
Черноземный 26,5 46,9 73,5
Поволжский 43,7 40,8 84,5
Северо-Кавказский 9,9 48,5 58,4
Уральский 19,1 56,7 75,8
3ападно-Сибирский 13,9 48,1 62,0
Восточно-Сибирский 36,1 30,6 66,7
Дальневосточный 48,9 25,0 73,9
      .
ВСЕГО: 46,1 53,9 71,0

Должны использоваться и другие критерии - экономиче­ские.

В этом случае в первую группу входят города с относительно развитой и крупной экономической системой (53 % малых горо­дов России). Промышленные и промышленно-траспортные го­рода составляют в этой группе около 90 % (из них 30 % - узко­специализированные промышленные города), а транспортные и транспортно-промышленные центры - около 105 % (их доля особенно велика в Северном, Дальневосточном, Северо- Кавказ­ском, Центрально-черноземном и Поволжском экономических районах).

Вторую группу составляют города с относительно небольшой экономической базой, так называемые экономические центры. На их долю приходится около 40 % всех малых городов респуб­лики. Среди них города:

– с относительно развитыми промышленными, промыш­ленно-транспортными функциями (3%);

– с преобладанием функций по организационно-хозяй­ ственному и социально-культурному обслуживанию при­легающих территорий (30 %);

– с выраженными сельскохозяйственными функциями (5%);

– с невыраженными функциями (2 %).

В третью группу объединены города всех других функциональных типов, составляющих около 7 % всех малых городов республики (50). Это города-новостройки, центры науки и научного обслуживания, рекреационные центры, прочие го­рода..

Имеют место попытки дифференциации городов и по харак­теру динамики социально-экономического развития. Малые го­рода можно условно разделить на быстро развивающиеся, слаборазвивающиеся, стагнирующие и «умирающие» (22 малых города относятся к быстро развивающимся, 204 города развиваются уме­ренными темпами, 256 - слабо развиваются, 192 - стагнирую­щие и 20 - «умирающие города). Среди малых исторических городов в группы стагнирующих и слабо развивающихся поселений входят более 75 %.

В группу умеренно развивающихся входят 20 %, а в группу быстро развивающихся - всего один город (Тутаев), Почти все быстро развивающиеся города расположены в восточных районах.

В группу, условно названную «умирающими» городами, вхо­дят 20 малых городов (из них 8 - исторические). Практически вся эта.группа городов расположена в Европейской части Рос­сии. Б течение десятилетий в них наблюдается абсолютное сни­жение мер к укреплению экономической базы малых городов, и эта тенденция может стать преобладающей.

Надо говорить также о малых городах, которые выполняют функции межрайонных центов. Наиболее раззвитые межрайон­ные центры находятся, как правило, в городах с числом жителей более 90 тыс. человек.

Центры со средним уровнем развития межрайонных функ­ций - в городах с числом жителей от 40 до 90 тыс., В которых расположено большинство предприятий и учреждений межрай­онного уровня.

Центры с уровнем развития межрайонных функций ниже среднего (как правило, города с числом жителей от 20 до 40 тыс.) имеют только часть учреждений межрайонного уровня.

В центрах с низким уровнем развития межрайонных функций (с числом жителей менее 20 тыс.) развито незначительное число межрайонных функций (обычно 1,2, например, транспортная). Эти города могут рассматриваться как потенциальные межрай­онные центры, требующие для эффективного выполнения меж­районных ФУНКЦI:IЙ существенной активизации социально-эко­номического развития.

В целом в России малые города ~ районные центры и цен­тры национальных округов -..: являются наиболее перспектив­ными с точки зрения развития экономической базы и адапта­ции ее к рынку.

.

Несмотря на то, что города имеют различные социально-эко­номические характеристики, их экономика имеет общие черты, отличные от экономики села. Каковы они?

1. Экономика города по своей сути индустриальна. В городах концентрируется промышленность, которая является ведущей отраслью экономики. И во многом она обусловливает развитие экономики села.

2. Индустриальное развитие выражается не только в более высоких характеристиках технических систем, степенью их рас­пространения, но и в глубокой специализации производства(продуктовой, узловой, детальной, технологической), которая имеет своим результатом концентрацию производства. В го­родах сосредоточены,.как правило, все крупные предприятия страны.

3. Внутригородская специализация, взаимозависимость пред­приятий и отраслей делает неизбежным развитие транспортной системы города, без которой (и ее постоянного обновления)

город не может существовать ни как промышленный центр, ни как большое сообщество людей, которые должны удовлетворять свои потребности.

4. Концентрация промышленных предприятий на относи­тельно небольшой территории, в отличие от их разбросанности в сельской местности, диктует необходимость концентрации в городах предприятий и организаций непроизводственной сферы, которые обслуживают как предприятие, так и населе­ние. Особо следует выделить те из них, которые обеспечивают движение финансовых и товарных потоков (банки, биржи, страховые общества). Для сельской экономики эти учреждения неизвестны.

5. Экономика города - это многомерное рыночное простран­ство, которое вбирает в себя десятки и сотни локальных рынков, в то же время взаимосвязанных между собой, обеспечивающих реализацию товаров и услуг как предприятий города, так и села. Это надо иметь в виду, особенно на современном этапе, когда торговля в городах стала одним из основных видов трудовой де­ятельности.

6. Для города большое значение имеет инженерная инфра­структура (энерго-, тепло-; водообеспечение) как производ­ственной, так и непроизводственной сферы. Без нее невозможно развитие предприятий, эксплуатация жилого фонда.

7. В экономике города, как ни в какой другой, концентриру­ется наиболее динамичная часть населения (высококвалифици­рованные рабочие, инженеры, менеджеры, научные работники), которая определяет во многом темп и качество социально-эко­номического развития. Это требует создания для них условий ­материальных и социальных, обеспечивающих реализацию их возможностей.

8. Относительно ограниченные территории городов и, одно­временно, высокая концентрация ресурсов объективно ведут к преобладанию интенсивною воспроизводства.

Экономика города представляет собой единство градообра­зующих и градообслуживающих предприятий.

Градообразующuе обоекты являются первоосновой города, его возникновения и развития. Градообразующая база представляет собой совокущюсть отраслей, предприятий, учреждений и орга­низаций, результаты деятельности которых в основном направ­лены на выполнение функций, выходящих за пределы данного города, а также функций по обеспечению занятости, производ­ства товаров для населения.

Градообслужuвающuе объекты в основной своей части отно­сятся к непроизводственной сфере. Составной частью является городское хозяйство. Оно включает предприятия жилищно-ком­мунального и бытового обслуживания населения, пассажирский транспорт, учреждения здравоохранения и социально обеспечения, просвещения, культуры и искусства. Градообслуживающие объекты выполняют внутренние функции, связанные с произ­водством продукции (услуг) для удовлетворения потребностей населения.

Город развивается в процессе взаимосвязей градообразующих и градообслуживающих отраслей. Градообразующие и градооб­служивающие предприятия должны дополнять друг друга, так как конечные результаты их деятельности зависят друг от друга. В противном случае город будет страдать в экономическом и со­циальном отношении.

Уровень индустриального развития городов в России характе­ризовался пестротой. С одной стороны, это крупные индустри­альные центры - Нижний Новгород, Челябинск, Екатеринбург, а с другой стороны, это города со слабо развитой экономикой (малые города) и, к тому же, не обладающие перспективами раз­вития. Сегодня это - шахтерские города. Изменилось и поло­жение градообразующих предприятий. В тех городах, где было развито машиностроение, роль и значение предприятий комплекса резко снизились, что отразилось на экономическом и социальном положении городов. Эти предприятия формиро­вали занятость населения, осуществляли жилищное строитель­ство, обеспечивали функционирование многочисленных соци­альных учреждений (детские сады, ясли и т: д. и т. п.).

Градообразующие предприятия - это не только предприятия машиностроительного профиля. К ним относятся предприятия тяжелой промышленности - металлургия добывающей про­мышленности, химии, а также предприятия легкой промыш­ленности -,текстильная, обувная. В частности, последние выполняли эту роль довольно эффективно. Взять к примеру, предприятия текстильной промышленности в г. Иваново и го­родах области, которые обеспечивали высокую занятость лиц женского пола. Это относится и к городам Юга России, где раз­виты предприятия перерабатывающей промышленности (пи­щевая и т. д.)..

Затянувшийся экономический кризис, повлекший за собой банкротство многих промышленных предприятий, которые были градообразующими, нанес ущерб экономике города и его соци­альному развитию.

Экономика современного города - это отрасли не только материального производства, но и быстро развивающиеся сегодня отрасли непроизводственной сферы. В экономической на­уке высказывается мысль, что постепенно город будет менять свой облик, терять связь с промышленностью, которая опреде­ляла его развитие. В. С. Завнадворов и А. Б. Завнадворова проследили как происходило возрастание сферы услуг в крупных городах-мегаполисах, характеризуя эти изменения как возник­новение отраслей третичного и четвертичного секторов. К отраслям третичного сектора по типологии; принятой на Западе, относились:

Оптовая.ирозничная торговля, ремонт домов, домашнего обору­дования и автомобилей. Продажа и ремонт автомобилей. Оптовая торговля и торгово-посреднические услуги. Розничная торговля, ремонт предметов личного и домашнего обихода.

Отели и рестораны. Услуги отелей и ресторанов.

Транспорт, связь и складские услуги. Наземный транспорт и транспортировка по трубопроводам. Водный транспорт. Воздушный транспорт. Дополнительные и вспомогательные виды деятельности в системе транспорта; деятельность туристических агентств. Услуги почты и служб телекоммуникации.

Финансовое посредничество. Финансовое посредничество, за исключением страхования и услуг пенсионных фондов и касс. Виды страхования и услуги пенсионных фондов и касс, за ис­ключением обязательного страхования. Вспомогательные виды финансового посредничества.

Услуги, связанные с недвижимостью, сдача в наем и прокат, услуги для предприятий. Услуги, связанные с недвижимостью. Прокат машин и оборудования (без предоставления услуг оператора), а также предметов личного и домашнего обихода и т. д. -­

Государственное обслуживание и оборона; обязательное соци­альное страхование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: