Иерархический тип структуры управления

С точки зрения качества эффективности управления выделяют следующие основные типы структур управления предприятием:

Иерархический тип, к которому относятся линейная структура, функциональная, линейно-функциональная штабная, линейно-штабная, дивизиональная;

Органический тип, к которому относятся бригадная, проектная и матричная.

Линейный тип структуры - одна из простых структур; во главе каждого подразделения находится руководитель, наделеннный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство, сосредотачивает в руках все функции управления. Структура используется мелкими, и средними фирмами, осуществляющими несложное производство.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

- единство и четкость распорядительства;

- быстрота реакций;

- личная ответственность руководителя;

НЕДОСТАТКИ:

высокие требования к руководителю (обширные знания);

- перегрузка;

- волокита.

Функциональная структура - структура характерна специализацией на выполнение отдельных функций на всех уровнях; выполнением указаний каждого функционирующего подразделения в пределах его компетенции; решением общих вопросов на основе коллегиальности. Используются в управлении организациями с массовым или с крупносерийным ритмом производства.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

-высокая компетентность специалистов;

-возможность оперативного управления.

НЕДОСТАТКИ:

-длительная процедура принятия решений;

-несогласованность указаний;

-отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами.

Линейно-функциональная – сущность данного типа структуры заключается в том, что руководство производством обеспечивается как линейным аппаратом, так и функциональными службами.

ДОСТОИНСТВА СТРУКТУРЫ:

- освобождение линейных руководителей от несвойственных им функций обеспечения производства ресурсами;

- возможность координации действий между линейными и функциональными подразделениями; высокая степень специализации структурных подразделений предприятия;

НЕДОСТАТКИ:

- необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущих вопросов производства, экономики, кадров как с соответствующими функциональными службами, так и высшим руководством;

- длинная цепь команд;

- искажение коммуникаций.

Штабная структура - включает специальное подразделение при линейных руководителях (юридические службы, отделы координации и анализа, контроллинга, социологические службы).

Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций выполнения.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

- более глубокая и осмысленная подготовка управленческих решений;

- освобождение линейных менеджеров от чрезмерной загрузки.

НЕДОСТАТКИ:

- недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его реализации;

- высокие требования к высшему руководству, принимающему решения.

Линейно – штабная структура – предусматривает функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней. Главной задачей линейных руководителей является координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации.

ДОСТОИНСТВА:

- более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;

- разгрузка высших руководителей;

- возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.

НЕДОСТАТКИ:

- недостаточно четкое распределение ответственности в связи с тем, что лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;

- тенденция к чрезмерной централизации управления.



Рис. Линейно-штабная структура управления организацией

Дивизиональная структура (дробная) характерна приспособлением бизнеса к местным условиям. Фирма в новом виде представляет совокупность функциональных служб, где управляющие наделяются ограниченными полномочиями (центры прибыли, центры реализации). Организационный штаб, квартира, офисы главного руководителя являются определениями. Возникли в связи с увеличением размера предприятий, диверсификацией их деятельности. Структуризация проводится по одному из критериев: продуктовая, по ориентации на потребителя, по регионам.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

-более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде;

-координация работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу;

НЕДОСТА ТКИ:

-рост иерархичности, «этажности» в управлении;

-дублирование работ, функций управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: