1.
Совершенствование организации работы предприятия
Органический тип структуры управления
Типы структур управления
Лекция № 8
Матричная структура - гибка, чувствительна к изменениям, легко модифицируется в соответствии с изменением внутренних и внешних условий (органические).
Матричная структура представляет собой современный эффективный тип
организационной структуры управления, построенной на принципе двойного
подчинения:
1. непосредственно руководителю функциональной службы.
2. руководителю проекта (целевой программы), наделенному
необходимыми полномочиями для процесса управления
в соответствии с запланированными сроками, ресурсами, качеством.
ПРИМЕНЕНИЕ: в наукоемких отраслях, в освоении ряда новых сложных изделий в сжатые сроки.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
- ориентация на проектные цели;
- более эффективные текущие управления ресурсами, повышение качества продукции;
- гибкость, оперативность, маневрирование ресурсами при выполнении нескольких программ в одной форме;
|
|
- применение эффективности методов и приемов управления.
НЕДОСТАТКИ:
- проблемы, возникающие при установлении приоритетов
заданий;
- трудности установления четкой ответственности за работу подразделения;
- возникновение конфликтов между управляющими проектов и функциональными службами.
Проектный тип организационной структуры. Под проектом понимается любое целенаправленное изменение в системе. Это может быть освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов ит.д. В этом случае деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированный срок начала и окончания. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, а также планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Когда проект выполнен, структура его распадается, а сотрудники переходят в новый проект или увольняются.
Достоинства:
- высокая гибкость и сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.
Недостатки:
- высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта.
Бригадная структура. Основой структуры является организация работ по рабочим группам или бригадам.
Достоинства:
- сокращение управленческого аппарата и повышение эффективности управления;
- гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;
- создание условий для самосовершенствования;
- возможность применения эффективных методов планирования и управления;
|
|
- сокращение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки:
- усложнение взаимодействия;
-сложность в координации работ отдельных бригад;
- потребность в высокой квалификации и ответственности персонала и высокие требования к коммуникациям.
Работа по управлению предприятием сложна и разнообразна. Для обеспечения слаженной работы всех структурных подразделений, строгого распределения функций между ними предприятию целесообразно иметь внутрипроизводственные нормативные документы (положения об отделах, цехах, секторах, группах, бригадах и др.). В них должны быть точно определены задачи подразделения, его структура, подчиненность, разработаны обязанности и ответственность его руководителя и сотрудников. Четкое распределение обязанностей среди подчиненных имеет решающее значение для успешного управления предприятием.
Для обеспечения необходимой гибкости и оперативности управления менеджеру следует наделять сотрудников правами и распределять соответствующие обязанности с таким расчетом, чтобы возникающие вопросы решались на возможно более низкой ступени руководства. Конкретный круг прав и обязанностей работников подразделений систем управления предусматривается должностными инструкциями, которые следует иметь на каждом рабочем месте. Должностные инструкции значительно повышают ответственность работника, конкретизируют его функции и дают возможность менеджеру четко контролировать ход их выполнения.
Обязательным условием достижения успеха в работе является грамотная организация проверки исполнения порученного дела. Каждое нарушение установленного порядка, всякое неудовлетворительное выполнение возложенных на определенного работника обязанностей должны повлечь за собой соответствующие санкции.
Потребность в совершенствовании системы управления обусловлена объективными процессами, связанными с усложнением производственных и хозяйственных связей: ростом объемов работ по сбору и обработке информации; изменением (расширением) направлений деятельности предприятий.
Особое место здесь принадлежит проблеме сбора и обработки информации, качеству принимаемых на ее основе решений. Проведенные за рубежом исследования показывают, что в ряде случаев фактические потоки информации примерно в 4—5 раз превышают человеческую способность ее восприятия и переработки. В результате полезно используется только часть информации, что в итоге сказывается на производственном процессе. Статистические данные свидетельствуют, что низшее, а часто и среднее звенья руководства тратят не менее 40 — 50% рабочего времени на сбор информации и составление отчетов. Поэтому эффективно только такое управление, которое позволяет в сжатые сроки обрабатывать возрастающие потоки информации, использовать объективно необходимое число содержащихся в ней показателей. Решение проблемы возможно лишь с помощью соответствующих средств механизации и автоматизации обработки информации. Однако технические средства сами по себе не могут обеспечить высокой эффективности управления.
Поэтому для менеджера чрезвычайно важно экономически обосновать в каждом конкретном случае выбор технических средств; определить наиболее рациональные организационные формы применения этих средств; до внедрения пересмотреть действующие системы и методы работы, изменить формы и маршруты документации.
Немалые резервы повышения производительности управленческого труда заключены в устранении потерь рабочего времени, совмещении функций, развитии разделения и специализации труда работников аппарата управления. Основная предпосылка уменьшения объема работы по управлению — совершенствование производственной и организационной структуры предприятия путем объединения родственных подразделений, рационального сокращения их количества.
|
|
Существенное значение для сокращения объема работ по управлению имеют также упрощение и сокращение документации и отчетности, рационализация документооборота, совершенствование делопроизводства.