Лекция 3. 3.1. Южная Англия: Лондон, Оксфорд, Кембридж, Бристоль

3.1. Южная Англия: Лондон, Оксфорд, Кембридж, Бристоль

3.2. Мидленд (центральная Англия): Бирмингем, Лидс, Манчестер, Ливерпуль, Йорк

3.3. Северная Англия: Тайнсайд-Ньюкасл, Дарем

3.1. Южная Англия: Лондон, Оксфорд, Кембридж, Бристоль

Различия между отдельными частями Соединенного Королевства многообразны их обусловлены, во-первых, национальными и культурными особенностями ее историко-географических областей: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии; во-вторых, пестротой природных условий Британских островов и неравномерностью распределения природных ресурсов; в-третьих, складывавшейся в течение веков региональной специализацией хозяйства и, наконец, неравномерностью экономического развития отдельных районов страны.

Крупнейший и самый важный экономический район Великобритании — Южная Англия. На нее приходится свыше 1/5, площади и более 2/5 населения страны. Ядро района составляет юго-восток, включающий всю долину Темзы, южное побережье Англии до города Борнемута и равнину Фенс с долиной р. Уз на востоке.

"Сердце" юго-восточной части Англии — Большой Лондон — одна из самых больших конурбаций в мире. Различные, непохожие друг на друга части юго-востока: застроенная территория Большого Лондона в центре, города-спутники вокруг него, сельские районы Кента, Гемпшира, Беркшира, Эссекса, порты южного побережья - объединяются радиальной транспортной сетью в единое целое, которое часто называют Лондонским городским районом.

В преобладающей на юго-востоке обрабатывающей промышленности работает около 1/3 всех занятых в этой отрасли по стране. Здесь сконцентрирована половина британских специалистов, ведущих научные исследования, что еще больше стимулирует развитие промышленности, особенно ее наукоемких отраслей, и прежде всего электроники и разнообразных новейших отраслей тонкой химии. В пригородах Большого Лондона размещены предприятия машиностроения и химические заводы, а в районах, прилегающих непосредственно к пригородам Большого Лондона. - предприятия электроники и электротехники, авиационные заводы и основанное двумя ведущими компаниями страны производство автомобилей. В низовьях Темзы и Медуэя размещены большие нефтеперерабатывающие, целлюлозно-бумажные и цементные заводы. Развита также промышленность, связанная с удовлетворением потребительского спроса лондонского населения, — швейная, обувная, мебельная, полиграфическая. Лондон — главный в стране центр издательского дела, изготовления готового платья и мебели. В преимущественно сельскохозяйственной области к северо-востоку от Большого Лондона традиционно развита пищевая промышленность. Преобладают предприятия по консервированию и замораживанию сельскохозяйственной продукции.

В этой части Англии чрезвычайно развита сфера услуг, в которой работает 1/3 общего числа занятых в этой отрасли экономики по стране. Около половины всех государственных учреждений и более половины банков общенационального и международного значения также размещаются на юго-востоке и в первую очередь в Лондоне.

Столица Великобритании и центр юго-восточной части Англии - Лондон - один из самых древних городов страны. Он был основан римлянами в 43 г. н. э. на северном берегу р. Темзы и в течение более чем четырехвекового их господства был главным римским городом на острове Великобритания. Свое современное название он получил от римского Лондиниума. После ухода римлян в V в. н.э. Лондон пришел в упадок. После норманнского завоевания в 1066 г. Лондон становится резиденцией королей и начинает быстро богатеть и разрастаться. Средневековый Лондон - ту его часть, которая теперь называется Сити, - украшали Лондонский мост, королевский замок Тауэр, собор св. Павла, множество церквей и монастырей. В XVI в. резиденция королей была перенесена из Сити западнее, в Вестминстер, в район находившегося там монастыря (Вестминстер - в переводе "западный монастырь".

После большого пожара 1666 г., когда полностью сгорело 4/5 лондонских зданий, город застраивался трех- и четырехэтажными каменными домами. К западу от Сити была заложена первая в Лондоне площадь Блумсбери с красивыми нарядными домами, положившая начало современному Уэст-Энду. Заново строился собор св. Павла, который был самым высоким зданием Лондона до начала 1950-х годов, когда на Хоули-стрит была воздвигнута новая телевизионная башня высотой 189 м.

В XVIII в. были созданы комплексы самой большой и красивой лондонской площади — Гровно-сквер и самой знаменитой — Трафальгарской, проложена широкая улица Парламента, построено здание знаменитого Британского музея с его огромным двухсводовым читальным залом.

До конца XVIII в. Лондон занимал сравнительно небольшую территорию в основном на северном берегу Темзы. Он состоял из трех исторических частей: Сити, Вестминстера и Уэст-Энда. Готический дворец Вестминстера строился уже в начале XIX в. на месте сгоревшего средневекового дворца. Его здание завершают две башни: башня Виктории - королевский вход в парламент и часовая башня Биг Бен (Большой Бен) с огромным колоколом. В XIX в. сооружались доки Лондонского порта, каналы, железные дороги и вокзалы. Своеобразным "памятником" эпохи промышленной революции стал рабочий район Ист-Энд, застраивавшийся дешевыми однообразными домами без удобств. В течение последних 150 лет над Темзой поднялись полтора десятка мостов, а Лондонский порт растянулся от Лондонского моста вниз по Темзе на 50 км. И только после второй мировой войны вместо разрушенных бомбардировками домов в Лондоне стали строить современные здания из бетона и стали. Одно из самых последних и значительных среди них - Национальный театр, построенный на южном берегу Темзы напротив собора св. Павла. Это не просто театр, а целый комплекс, занимающий два гектара, где размещены три театра, ресторан, стоянка для автомашин.

Современный Лондон занимает 1.5 тыс. кв. км. и живет в нем более 7 млн. человек. Центральная часть города еще сохранила средневековое переплетение улиц, причем некоторые из них, как и в давние времена, имеют четкую специализацию. Деловые конторы и многочисленные банки концентрируются в Сити, одном из крупнейших финансовых центров мира. Дома в Сити массивные, многоэтажные, с темными стенами. Оживленные днем, улицы Сити пустеют к вечеру, когда армия служащих расходится по домам. Вестминстер — политический и административный центр столицы и страны. В Вестминстерском дворце заседает парламент, на улице Уайтхолл находятся многие правительственные учреждения, на Даунинг-стрит - резиденция премьер-министра. Здесь же неподалеку, на другой стороне парка Сент-Джеймс, находится королевская резиденция - Букингемский дворец. Уэст-Энд с его классическими симметричными площадями, с богатыми особняками вначале был жилым районом для буржуазии. Теперь же он стал центром столичного сервиса: это район дорогих магазинов, театров, ресторанов и отелей.

От центра города к другим частям страны лучами расходятся 11 основных железных дорог и 15 автострад. Такое расположение транспортной сети нельзя считать оптимальным, если учесть ее сильную перегрузку. Поэтому начато строительство трех кольцевых автострад.

Самый крупный после Лондона и наиболее независимый от него город юго-востока - Саутгемптон с населением более 200 тыс. человек был известен еще во времена римлян, а в средние века уже представлял собой крупный торговый центр. Ныне это важнейший в Великобритании морской пассажирский порт.

В 80 км к северо-западу от Лондона в верховьях Темзы и примерно на таком же расстоянии от него на р. Кам находятся две архитектурные жемчужины Англии и Европы - старые университетские города Оксфорд и Кембридж, сохранившие до наших дней средневековую университетскую систему колледжей.

Оксфорд, в котором проживает немногим более 100 тыс. человек, впервые упоминается в англо-саксонской хронике в 911 г., а в 1274 г. в нем уже появился первый из его 26 колледжей. Центральная часть города сохранилась почти в нетронутом виде. В нем есть здания всех архитектурных стилей Англии от XI до XX в. Фасады домов, строившихся преимущественно из известняка, растрескались, хотя это не бросается в глаза, так как почти все они покрыты густым плющом и гирляндами дикого винограда.

В Кембридже больше зелени, чем в Оксфорде, а здания (преимущественно готического стиля) массивнее и лучше сохранились. Кембриджский университет всего на девять лет моложе Оксфордского.

Корнуолл - древняя земля кельтов. Вплоть до XVIII в. население его сохраняло собственный кельтский язык. До сих пор существуют здесь многие кельтские народные обычаи. На Корнуолле возрождаются некоторые старые ремесла — работа по металлу, гончарное дело, ручное ткачество.

На юго-западе издавна были развиты разнообразные отрасли промышленности, но постепенно эта часть страны становится одним из основных центров самолетостроения и ракетостроения, электро-технической и химической промышленности. Наиболее важный административный и индустриальный центр юго-запада – Бристоль. Здесь в устье р. Эйвон расположены разнообразные машино-строительные заводы, пригород Бристоля Филтон – один из крупнейших британских центров авиаракетостроения. Крупные нефтехимические заводы выросли в Севернсайде – промышленном узле, расположенном по обе стороны эстуария р. Северн, соединенном недавно построенным мостом.

Бристоль, имеющий более 400 тыс. жителей, - старинный торговый город и морской порт, "столица Запада". В XIV-XV вв. он был вторым после Лондона портом на Британских островах. Корабли под флагами многих стран мира швартовались у его причалов буквально среди улиц. Их мачты просматривались между домами вперемежку со шпилями многочисленных церквей. Из Бристоля в 1497 г. в дальнее плавание к североамериканским берегам отправился Джон Кабот, проложив туда дорогу вездесущим бристольским купцам, которые позже сбывали там африканских рабов и привозили оттуда табак, ром и сахар. Однако с началом промышленной революции первенство на западном побережье перешло к Ливерпулю, который был намного удобнее расположен по отношению к главным промышленным центрам: Бирмингему, Манчестеру и Лидсу. Только в XX в., когда в Бристольском порту были построены новые доки, промышленная жизнь города оживилась. Новые заводы 11 фабрики, виллы богачей и скромные домики остальных жителей строились уже за пределами старой городской черты. Центр Бристоля со средневековой планировкой и административными зданиями викторианского стиля оставался почти неизменным до второй мировой войны, когда фашистские бомбардировщики уничтожили большинство старинных домов города. Ныне центр застроен современными зданиями банков, страховых компаний и других контор. Украшают город прямоугольная башня церкви св. Стефана, ансамбль университетских зданий в новом готическом стиле.

3.2. Мидленд (центральная Англия): Бирмингем, Лидс, Манчестер, Ливерпуль, Йорк

К северу от Южной Англии расположен второй по значению в стране густонаселенный и высокоиндустриальный район Мидленд (центральные графства Англии).

В конурбацию Западный Мидленд входят Большой Бирмингем, т.е. город с пригородами, и расположенные к западу от него города "Черной страны" во главе с Вулвергемптоном, составляющие почти сплошную зону городского заселения. "Черная страна" получила свое название еще в прошлом веке из-за насыщенности дымными промышленными предприятиями. В Бирмингеме размещено большинство головных агрегатных автозаводов и разнообразные сборочные предприятия, в "Черной стране", напротив, больше вспомогательных промышленных предприятий.

У южной границы Восточномидлендского угольного бассейна, который является продолжением самого крупного в стране Йоркширского месторождения, сформировался большой городской район Ноттингем-Дерби с населением более 1 млн. человек. Южнее расположены не менее важные промышленные города Лестер и Нортгемптон. Все они образуют единый промышленный комплекс, связанный с эксплуатацией перспективного Восточномидлендского угольного бассейна. В самом Мидленде достаточно емкий рынок сбыта угля: его используют, например, более десятка мощных теплоэлектростанций, расположенных по долине р. Трент.

Бирмингем часто называют "королем" Мидленда. Сделала его "королем" промышленная революция. Еще во времена норманнского завоевания на месте Бирмингема стояла деревушка из нескольких дворов. Только к концу XVIII в. деревушка превратилась в небольшой городок, который за последние 150 лет вырос в огромный промышленный город, ставший центром конурбации с населением около 2,5 млн. человек. В центральной части Бирмингема находятся основные торговые и финансовые, административные и культурные учреждения, размещенные в импозантных высоких зданиях с фасадами, украшенными колоннадами и статуями. После второй мировой войны появились и современные постройки. Центр окружен тесным кольцом промышленных и жилых зданий XIX в. Этот промышленный "воротник" сейчас перестраивается Ютящиеся здесь многочисленные мелкие фирмы, напоминающие мастерские эпохи начала промышленной революции, постепенно перебираются во вновь построенные многоэтажные фабричные здания. Однако в противоположность Большому Лондону децентрализация промышленности и населения в Мидленде происходила очень медленно и к началу 1970-х годов почти совсем прекратилась.

Всего 70 км отделяют Бирмингем от "королевы" Мидленда - Ноттингема. Как и подобает "королеве", Ноттингем гораздо элегантнее, чем старый промышленный "король". Его главная площадь с огромным нарядным зданием муниципального совета из белого мрамора считается самой красивой городской площадью в Великобритании. Ноттингем не имеет грязных пригородов, подобных бирмингемским, а многочисленные парки делают его одним из самых зеленых среди британских городов. В Ноттингеме на улице Св. Джеймса есть дом, в котором жил Джордж Гордон - лорд Байрон, а его имение в Ньюстэд-Эбби превращено в музей. Здесь в семейном склепе покоится мятежный поэт. Вокруг Ноттингема много средневековых замков, которые стали музеями и часто посещаются туристами.

Стратфорд известен своим большим драматическим Шекспировским театром, где ставятся произведения великого писателя. Ежегодно в день рождения Шекспира в город съезжается много посетителей, чтобы почтить память своего великого соотечественника, возложить венки на его могилу в церкви на р. Эйвон.

Вся территория от южных окраин Западного Йоркшира до Шеффилда занята Йоркширским угольным бассейном. Снижение добычи угля в нем привело к тому, что тысячи шахтеров остались без работы. Территория угольного бассейна чрезвычайно непривлекательна, жилье в населенных пунктах старое, окружающие их ландшафты перерыты шахтами, завалены пустой породой, воздух загрязнен паром и газами коксовых печей. Все еще сильно загрязняет воздух расположенный у южной границы басейна Шеффилд, который считался "самым черным" из европейских городов. Пятисоттысячный Шеффилд - один из старейших промышленных центров Великобритании.

Остальные три крупнейших города Припеннинской Англии - Лидс, Манчестер и Ливерпуль.

Лидс, расположенный в долине р. Эр у самого низкого и широкого прохода через Пеннины, рано стал важным торговым и транспортным узлом. В наши дни он делит административные функции с Брэдфордом и является культурным и научным центром конурбации Западный Йоркшир. Главная отрасль промышленности Лидса - швейная - занимает второе место после лондонской. Вторая отрасль - машиностроение, обеспечивающее оборудованием, станками и приборами местные промышленные предприятия. Построенный из местного серого камня, потемневшего от копоти почти дo черноты, Лидс, так же как и более мелкие города, входящие в конурбацию Западный Йоркшир,— типичный фабричный город прошлой эпохи с "гирляндами" рабочих "террасных" домов, со множеством мелких, средних и крупных фабрик, между которыми текут черные от грязи реки.

Кельтское поселение на месте современного Манчестера называлось Мансенионом. Римляне, построившие здесь форт 79 г. н. э., переделали его в Манкуниум, а современное свое название город получил от саксонского Манкастера (VII в.). В Манчестере начиналась промышленная революция, давшая этому старинному городу вторую жизнь. Ф. Энгельс называл его первым фабричным городом мира. Сейчас это деловой и торговый центр большого текстильного района, крупный порт, соединенный с морем 57-километровым судоходным каналом.

В XIX в. богатые купцы Манчестера приглашали в свой город лучших архитекторов того времени, которые построили в нем импозантные, богато орнаментированные здания банков, торговые дома и склады, похожие на дворцы. Особенно разнообразна и интересна архитектура главной улицы города – Кингстрит.

Ливерпуль, расположенный в устье р. Мерси, на западном побережье, и ставший центром конурбации Мерсисайд, богател и развивался прежде всего как портовый город. До конца XVIII в. он был центром торговли африканскими рабами. Даже на гербе Ливерпульской биржи были изображены африканцы. Позже через него стали ввозить сахар из бассейна Карибского моря, а с началом промышленной революции — хлопок из США и шерсть из Австралии. И ныне Ливерпульский порт принимает 3/4 хлопка-сырца и 2/5 шерсти, ввозимых в страну. Его доки растянулись на 10 км, а грузооборот, сократившийся в последние 10-15 лет, составляет 26 млн. т в год. Во время второй мировой войны многие улицы в его центре были разрушены фашистской авиацией. Из памятников старины в нем остались только,две церкви XII в. XIV вв. Уцелела также городская ратуша XVIII и. В Ливерпуле находится самый большой на Британских островах англиканский кафедральный собор с почти стометровой башней. Построен он из красного песчаника. В послевоенные годы Ливерпуль "перекинулся" на южный берег реки, с которым его связал 3,5 километровый тоннель, проложенный под руслом Мерси, и сейчас конурбация Мерспсайд быстро разрастается как на северо-восток, по направлению к Манчестеру, так и на юг вдоль всего Чеширского побережья.

Центр сельскохозяйственной части Йоркшира - старый город Йорк был заложен римлянами во II в. н. э. на плоской равнине у слияния рек Фосса и Уза. В то время когда Лондон был никому не известной деревней, Йорк уже служил столицей северных провинций римлян. Свое современное название он получил от датчан, которые после ухода римлян избрали его столицей датского королевства Йорк. Лишь в середине XI в., когда Англия стала единым королевством, ее столица переместилась в Лондон. Йорк стал вторым городом Англии — столицей ее северной части, политическим центром и крепостью, защищавшей границы от посягательств шотландских и скандинавских князей. В середине XIV в. город был обнесен мощными стенами, сохранившимися и поныне. С появлением железных дорог в XIX в. он становится главным транспортным узлом, связывающим юг с севером. С 17 тыс. человек в начале XIX в. его население выросло до 100 тыс. в конце 1970-х годов.

3.3. Северная Англия: Тайнсайд-Ньюкасл, Дарем

Северная Англия. Расположенные на северо-востоке района горы Чевиот и вся область, к северу от них до границ с Шотландией входят в Иортумберлендский националный парк, достопримечатель-ность которого - Адрианов вал, стена длиной 120 км, построенная "поперек" Англии римлянами для защиты северных границ завоеванных ими земель от кельтов и пиктов. Линия Адрианова вала издавна считается границей между Шотландией и Англией. В прошлом, вплоть до XIX в., не прекращались на севере Англии стычки с независимыми шотландскими кланами. Этим объясняются особенности архитектуры некоторых встречающихся здесь зданий. И сейчас в этих местах можно еще видеть старые укрепленные квадратные башни, мощные стены которых выдерживали не одну атаку шотландских войск.

Самый крупный город Северной Англии, центр конурбации Тайнсайд - Ньюкасл ("новый замок") насчитывает около 300 тыс. человек. Заложенный норманнами на самой большой реке этой части Англии — Тайне у прохода через Пеннины, образованного ее долиной, Ньюкасл в средние века был военной крепостью, позже торговым, а во времена промышленной революции "угольным" городом. Сюда свозился уголь со всего "Великого северного бассейна". Отсюда он отправлялся в восточные и южные районы Англии, в Северную и Западную Европу. В современном Ньюкасле наиболее развито машиностроение. Здесь строят суда, выпускают судовые машины, энергосиловое оборудование, турбины, установки для кондиционирования воздуха, оборудование для угольной, металлургической и химической промышленности. Город украшает тот самый норманнский замок, от которого Ньюкасл получил свое имя.

Достопримечательность Северной Англии - университетский город Дарем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: