Понятие и виды стратегий управления. Разработка экономической политики предприятия предполагает определение целей деятельности и стратегии развития на ближайшую и дальнюю перспективы

Разработка экономической политики предприятия предполагает определение целей деятельности и стратегии развития на ближайшую и дальнюю перспективы, исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его соответствующими ресурсами.

Задачей управления является достижение целей, которые отражают идеальное или желательное в будущем состояние предприятия.

В рамках управления предприятием цели выполняют ряд важных функций:

1. Цели отражают общую концепцию деятельности и развития предприятия.

2. Являясь ориентиром, цели помогают сконцентрироваться на достижении желаемых результатов, уменьшают неопределенность текущей деятельности.

3. Цели позволяют контролировать и оценивать результаты деятельности.

4. Наличие целей (особенно великих) сплачивает коллектив.

5. Официально провозглашенные цели служат оправданию в глазах общественности необходимости существования данного предприятия, особенно если его деятельность связана с определенными побочными эффектами (напр. загрязнение окружающей среды).

Основная цель любого производства – получение прибыли. Однако прибыль в большей мере зависит не столько от умения продать товар, сколько от способности произвести то, что нужно людям, пользуется спросом, удовлетворяет, следовательно, общественные потребности.

На предприятии складывается определенная система целей, которая носит иерархический характер, то есть цели низшего уровня вытекают из целей высшего уровня, подчинены им. Наглядно система целей может быть представлена в виде так называемого «дерева целей», от «ствола» которого (главной цели или как ее называют миссии) расходятся крупные «сучья», «ветви». Причем «крона» этого «дерева» может ветвиться до бесконечности.

По степени важности цели разделяются на стратегические и тактические.

Стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, тактические – отражают отдельные этапы их достижения.

Возможными целями могут быть выживание предприятия в конкурентной борьбе, максимизация текущей прибыли, максимизация рыночной доли, лидерство в области качества продукции и т.д.

По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.

На первый взгляд цели определяются произвольно владельцами или руководителями предприятий, но фактически они представляют лишь субъективное выражение таких реальных обстоятельств, как характер производственного потенциала предприятия, его роль и место в общественной системе, интересы партнеров и потребителей.

Цель предприятия может быть связано только той продукции, для производства которой имеется необходимое оборудование, небольшое предприятие районного масштаба не сможет стать мировым лидером в производстве своего товара, наконец, нельзя ставить целью выпускать что-то, что не нравится покупателю.

Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал предприятия и производственно-сбытовые возможности.

Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.

Разработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач:

1. Разработка стратегических целей.

2. Оценка возможностей и ресурсов предприятия.

3. Анализ тенденций в области маркетинговой деятельности.

4. Оценка альтернативных путей деятельности.

5. Определение стратегии на перспективу.

6. Подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов.

7. Оценка деятельности предприятия на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

В зависимости от приоритетности целей могут быть выбраны различные стратегии.

Например:

1. Продуктово-рыночная стратегия направлена на определение видов конкретной продукции и технологии; сфер и методов сбыта; способов повышения конкурентоспособности продукции.

2. Конкурентная стратегия (или ее еще называют стратегия лидерства) ставит цель снижение издержек производства и повышения качества продукции.

3. Стратегия нововведений (инновационная политика) направлена на введение новых технологий и видов продукции.

4. Стратегия развития направлена на обеспечение устойчивых темпов развития и функционирования предприятия.

5. Стратегия поглощения предполагает приобретение акций других компаний, быстрый рост и внедрение научно-технических достижений с целью повышения эффективности деятельности предприятия путем проникновения в новые отрасли.

Другие стратегии: маркетинга; управления набором отраслей; капиталовложений; зарубежного инвестирования; ориентации на экспортную деятельность; внешнеэкономической экспансии (создание заграничного производства) и т.д.

При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии должны соответствовать накопленному потенциалу предприятия.

В случае, когда вида деятельности предприятия перестают соответствовать его целям, определяют новые виды деятельности и разрабатывают новую стратегию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: