Организация как управленческий объект

Организация является объектом управления со стороны управляющей системы (управленческого персонала). При создании организации определяются ее основные параметры: цели, виды и масштабы деятельности, формы собственности, размер и виды организации; осуществляется также.деятельность по обеспечению организации всеми необходимыми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами: подбор и наем персонала, закупка сырья, материалов, оборудования, его установка, аренда, строительство или покупка производственных помещений и т.д.

Функционирование организации как объекта управления предполагает реализацию всех управленческих функций в процессе принятия как долгосрочных, так и краткосрочных управленческих решений; оно связано с подготовкой и проведением различного рода изменений технического, структурного и поведенческого характера.

На создание, функционирование и развитие организации в качестве объекта управления оказывает воздействие не только внутренняя, но и внешняя среда. Влияние последней может быть различным по характеру: прямым или косвенным, экономическим, организационным, правовым, социальным, политическим и т.п. Например, воздействие государственных и местных органов власти может иметь форму законов, указов и постановлений, касающихся налогов, форм собственности, ответственности.

Существуют различные подходы к рассмотрению организации как объекта управления, Механистический подход тесно связан с концепциями бюрократии, классической теорией и теорией научного менеджмента, разработанными в первой половине XX в. (Ф.Тейлор, А.Файоль, М.Вебер и др.). Суть подхода состоит в следующем. Организация, функционирующая как механизм, имеет сходство с машиной. Она работает по установленному порядку, эффективно, надежно. Работу, выполняемую в тот или иной момент времени, можно предвидеть, так как она заранее запланирована. Люди похожи на автоматы: простые точные движения; операции их многократно повторяются; униформа, унификация и стандартизация не только движений, одежды, но и поведения (улыбка, приветствие, фразы, вопросы и ответы). Организация следует установленным правилам, имеет стандартные оборудование, помещения, дизайн, систему обучения персонала.

В основе этого подхода лежат такие принципы классической теории и научного менеджмента, как передача всех полномочий по планированию и организации работ менеджеру, использование научных методов для определения наиболее эффективных путей выполнения работ, тщательный отбор и систематическое обучение персонала; разделение труда, специализация, дисциплина, порядок, контроль, единство распорядительства.

Обычно организацию, которая работает как машина, называют бюрократической. Основные ее признаки: централизованная функциональная структура, детальные правила инструкции, жесткая иерархия, четкое распределение задач и обязанностей и строгий контроль за их выполнением, формализация и дегуманизация процедур и отношений между людьми. Рационализм является основной чертой механистической организации. Эффективное функционирования такой организации обеспечивается за счет экономии времени и высоким качеством выполнения работ на основе применения научных методов, разделения функций и полномочий, специализации и обучения, т.е. за счет высокой степени организованности и упорядоченности системы.

Несмотря на эффективность использования механистического подхода, он имеет и следующие имманентные недостатки: неспособность организации быстро адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним условиям и обстоятельствам, возможность ее превращения в бессмысленную бюрократическую систему; рафинирование и дегуманизация труда и человеческих отношений; возможность возобладания интересов работающих в организации людей над целями организации (превышение полномочий, корыстное использование власти и т.д.).

Органический подход - это отражение современных тенденций в развитии теории организации и управления. Школа человеческих отношений, теории мотивации позволили по-новому взглянуть на организацию, выделив в качестве основной ее характеристики человеческий аспект: людей и их желания. Было отмечено, что люди и группы также, как и биологические организмы, действуют более эффективно тогда, когда их потребности удовлетворены.

Развитие системного подхода, системные исследования показали, что организации, как и живые организмы, являются открытыми системами и могут существовать, если достигнуто определенное соответствие с внешней средой. Ситуационный подход позволил обосновать взгляды, о том, что организация как открытая система нуждается в гибком управлении, которое адекватно бы реагировало на изменения внешней среды, позволяло организации приспособиться, выжить и существовать в условиях постоянно меняющихся внешних факторов.

Впервые термин "органический подход" был использован английскими исследователями Т.Барнсом и Д.Сталкером в 1961 г. Суть подхода, стоит повторить, заключается в том, что организация рассматривается как живой биологический организм. Следовательно, к ней применимы принципы, законы и теории сохранения и развития биологических систем, например, теории эволюции Ч.Дарвина. В организации как в живом организме происходят процессы гомеостаза, т.е. саморегуляции, которые позволяют ей сохранять относительное постоянство состава и свойств, обеспечивают устойчивость выполнения основных функций. Это достигается сложным взаимодействием между частями и уровнями системы. Организация имеет свой жизненный цикл: "рождение", "детство", "юность", "зрелость", "старение". Сохранение и выживание такой организации связано с тем, что в ней постоянно поддерживается внутреннее соответствие между частями системы и происходит адаптация к изменениям внешней среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: