Тема 10. Консалтинговые услуги

Млн.р.

Млн.р.

Следовательно, для предприятия более выгоден вариант обновления материально-технической базы с помощью лизинга, т.к. в конечном итоге экономия денежных средств составит 15,83 млн.р.:

= 312,79 млн.р. – 346,75 млн.р. = 33,96 млн.р.

Горфинкель, Швандар «Малый бизнес организаций и технологии управления»

В зарубежной практике коммерческая платная консультация по вопросам управления получила название консалтинг. Первые консалтинговые компании появились более 100 лет назад.

По определению Европейской Федерации Ассоциаций консультантов по экономике и управлению менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включающая определение и оценку проблем, рекомендацию мер и помощь в их реализации.

Консультантов по управлению привлекают для снятия неопределённости, возникающей на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Рост неопределённости и сложности современного бизнеса вызвали громадный рост спроса на консалтинговые услуги. Особенно в последние 10 лет.

Объём услуг, проданных в отрасли управленческого консалтинга, без учёта РФ и США, за 2 года вырос с 25 до 40 млрд. долл. США. В этой отрасли занято от 140 до 200 тыс. профессионалов.

В РБ 100 внешних российских менеджмент - консалтинговых служб и 200 бухгалтерско-аудиторских фирм.

Наиболее востребованы консалтинговые услуги в области приватизации, корпоративных финансов и оптимизации налогообложения.

Структура выручки от аудиторско-консалтинговой деятельности имеет завидное постоянство. На общий удит приходится около 40 %. На юридический и налоговый - 20 %. Финансовый и управленческий - 15 %. Оценочной деятельности - 10%. Информационные услуги – 7%. Остальные – около 8 %.

Наблюдается в последнее время ситуация, когда большинство предприятий находится в сложном положении по причинам организационно-управленческого характера и неприспособленности к рыночным условиям. При этом не используется имеющийся интеллектуальный потенциал.

Консалтинговые услуги могут осуществляться в форме устных разовых советов, однако чаще они предоставляются в виде консалтинговых проектов, включающих следующие основные этапы:

1) Выявление проблемы: диагностика

2) Разработка решений, проекта

3) Осуществление решений, проекта

Заключительный этап в завис от объёма проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты могут быть многолетними.

Наиболее распространённые виды консультирования:

1. Экспортное консультирование - наиболее пассивная форма консалтинга. Консультант самостоятельно проводит диагностику, разрабатывает решения и рекомендации по их внедрению. При этом клиент лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.

2. Процессное консультирование. Специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи и предложения.

3. Обучающее. Главная задача специалистов подготовить почву для возникновения идей и выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для него учебные пособия, предоставляя тем самым практическую информацию.

На практике ни один из 3-м методов не применяется в чистом виде. Всегда используется комбинация.

Консалтинг выделен статистикой в США в отдельную отрасль. В США в этой отрасли занято 700 тыс. человек. Годовой объём услуг – 50 млрд. долл. США.

Ни одно серьёзное экономическое и управленческое решение не принимается без использования консультантов.

В РФ в 2000 г. было несколько сотен консультационных фирм, а Голландии – несколько тыс.

Консультационные услуги на коммерческих началах оказывают государственные, учебные, информационные и исследовательские организации.

Стоимость услуг консультационных фирм РФ в 4 раза ниже зарубежных и составляет в среднем 300 долл. за человеко-день.

Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту выделяет 84 вила консалтинговых услуг. Но все они делятся на 8 группы:

1. Общее управление

2. Администрирование

3. Финансовое управление

4. Управление кадрами

5. Маркетинг

6. Производство

7. Информационные технологии

8. Специализированные услуги

В настоящее время сложилось 3 чётко выраженных группы консультантов:

1. Особо доверенные – дочерние консультационные компании, ассимилированные в структуру финансово-промышленной группы (ФПГ). Они оказывают услуги широкого профиля, но для компаний членов данной ФПГ. Эта группа консультантов имеет весьма стабильное положение. Такие доверенные консультанты существуют при всех крупных банках, занимающихся созданием ФПГ.

Для обслуживания крупных предприятий, не входящих в ФПГ отбор консультантов осуществляется строго по рекомендациям партнёров по бизнесу или близких людей, и никогда на тендерной основе.

Как только выясняется связь консультанта с конкурентами, от его услуг немедленно отказываются.

2. Крупные консультационные или аудиторско-консультационные. компании, не входящие в состав холдинга. Данная группа консультантов оказывает клиентам широкий спектр услуг: оптимизация финансовых потоков, наличных схем, модернизация финансового и наличного учёта. Иногда в качестве консультанта приглашаются субподрядные организации из-за недостатка высококвалифицированных специалистов.

3. Небольшие компании с ограниченным спектром услуг и с немногочисленным штатом. Оказывают одну или две отработанные услуги: помощь в составлении бизнес-плана.

Есть небольшие компании, оказывающие консультационные услуги, которые могут работать на региональном уровне, но их не выделяют в отдельную группу.

Время проведения презентаций консультационной фирмой проводится по согласованию с клиентом.

Макхелл рекомендует проводить презентации после обеда. Не рекомендуется говорить долго (максимум 15 мин.).

Выступления должны быть разноплановыми. Чем лучше подготовился докладчик, тем короче и яснее он представляет своё предложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: