Ход решения задачи

Выбор механизма финансирования коммерческой сделки предприятия

Вопрос 2

Привлечения кредитов под прибыльные проекты способны принести предприятию высокий доход. Еще одним эффективным методом обновления МТБ предприятия является лизинг, который не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и служит одним из видов инвестирования. Использование ускоренной амортизации по лизинговым операциям позволяет оперативно обновлять оборудование и вести техническое перевооружение производства.

Условие задачи: предприятию необходимо приобрести специальное оборудование. Стоимость оборудования составляет () млн.р., в т. ч. НДС, годовая норма амортизационных отчислений. Собственных средств предприятие для приобретения оборудования имеет () млн.р.

Для покупки оборудования предприятие может получить кредит в размере недостающей суммы в банке сроком на k месяцев под r % годовых с ежемесячным погашением долга равными долями.

В качестве альтернативы возможно заключение договора финансового лизинга с лизинговой фирмой. Срок действия договора составляет t месяцев. Общая сумма лизинговых платежей равна () млн.р., в т. ч. НДС; из этой суммы авансовый взнос в счет первого лизингового платежа, подлежащий уплате, равен () млн.р., в т. ч. НДС. Остальные лизинговые платежи уплачиваются равными долями ежемесячно в последнее число месяца. По условиям договора предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, коэффициент ускорения при начислении амортизации равен трем.

Необходимо сравнить два варианта финансирования: приобретения основных средств с помощью лизинга или покупка оборудования в кредит.

Исходные данные для сравнения кредита и лизинга

Вариант Стоимость оборудования, млн.р. Собственные средства предприятия (аванс) с НДС, млн.р. Норма амортизации, a Срок договора k, мес. Сумма лизинговых платежей с НДС, млн.р. Процент по кредиту r
      0,10      

1. На первом этапе расчета осуществляется оценка стоимости платежей, связанных с покупкой имущества за счет кредита на начальный момент времени по формуле (6):

где – стоимость платежей по кредиту, включая проценты и выплаты по основному долгу на начальную дату;

– рассчитанная на начальный момент времени величина уменьшения налога на прибыль за счет амортизации имущества в течение срока его амортизации;

– имеющиеся у организации средства на покупку имущества на начальный момент времени с НДС;

НДС – общая сумма налога на добавленную стоимость уплачиваемого продавцу имущества на условиях договора купли-продажи, определяемого по формуле (7):

где – стоимость оборудования.

= 170 млн.р. – 70 млн.р. + 254,78 млн.р. – 8,03 млн.р. = 346,75 млн.р.

Данная модель предусматривает уплату процентов за кредит за счет собственных средств предприятия.

Размер ежемесячного платежа по кредиту можно рассчитать по следующей формуле (8):

где – общая сумма кредита;

– ежемесячный платеж по кредиту, включающий часть основного долга и проценты;

– годовая ставка процента за кредит;

–количество платежей по кредиту, равное количеству месяцев срока действия договора.

Необходимая сумма кредита () составляет разность между покупной стоимостью имущества с НДС () и суммой средств, имеющихся у хозяйствующего субъекта на покупку имущества на начальный момент времени с НДС (). Из формулы (8) необходимо определить ежемесячный платеж по кредиту ().

= 420 млн.р. – 170 млн.р. = 250 млн.р.

Процесс приведения величин будущих платежей к определенному начальному моменту времени включает в себя следующие операции:

1) корректировку величины платежа на прогнозируемые темпы инфляции на период реализации инвестиционного проекта (операция дисконтирования);

2) количественную оценку возможных рисков увеличения размеров платежей, связанных с различными факторами.

В данном случае для упрощения расчетов ограничимся операцией дисконтирования. В качестве дисконтной ставки будем использовать среднемесячный темп прироста инфляции (I), равный 0,007.

Дисконтированная величина платежей по кредиту определяется по следующей формуле (9):

Дисконтированная величина уменьшения налога на прибыль за счет амортизации приобретаемого имущества в течение срока его амортизации рассчитывается по формуле (10):

где – годовая норма амортизация имущества, коэффициент;

- срок, в течение которого амортизируется оборудование, принимается равным 12 месяцам;

0,24 – ставка налога на прибыль;

– покупная стоимость имущества без НДС, определяемая по формуле (11):

Примечание: Для малых предприятий ставка налога на прибыль 0,15; для средних – 0,24.

= 420 млн.р. – 70 млн.р. = 350 млн.р.

Таким образом, стоимость платежей, связанных с покупкой имущества за счет кредита на начальный момент времени, составит 346,75 млн. р.

2. На втором этапе расчетов рекомендуется осуществлять расчет стоимости платежей, связанных с приобретением имущества по договору финансового лизинга, на начальный момент времени по следующей формуле (12):

где – текущая стоимость лизинговых платежей без НДС, подлежащих уплате по договору финансового лизинга;

– величина уменьшения налога на прибыль за счет амортизации имущества в течение срока его амортизации на начальную дату;

– аванс в счет будущих лизинговых платежей без НДС, определяемый по формуле (13):

= 141,67 млн.р. + 205,53 млн.р. – 34,41 млн.р. = 312,79 млн.р.

Расчет текущей величины лизинговых платежей рекомендуется осуществлять с использованием следующей формулы (14):

где – общая сумма лизинговых платежей с НДС по договору финансового лизинга;

– сумма аванса с НДС;

– количество ежемесячных лизинговых платежей.

Дисконтированная величина уменьшения налога на прибыль за счет амортизации приобретаемого имущества в течение срока его амортизации может быть определена следующим образом (15):

где – коэффициент ускорения при начислении амортизации по договору лизинга,;

– срок, в течение которого амортизируется лизинговое оборудование, мес.;

– сумма лизинговых платежей за весь период действия договора финансового лизинга без НДС, определяемая по формуле (16):

Таким образом, стоимость платежей, связанных с приобретением имущества по договору финансового лизинга, на начальный момент времени составит 312,79млн.р.

3. На заключительном этапе расчетов проводится сравнение обобщающих показателей и и подготавливается заключение по результатам проведенных расчетов. Необходимо оценить, по какой схеме приобретения оборудования предприятие окажется в более выгодной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: