Методики аудита различных однородных групп хозяйственных опера­ций

должны разрабатываться по единой схеме. Элементами такой мето­дики являются:

1.Изучение основных нормативных документов (Гражданского кодекса
РФ, Налогового кодекса РФ. Федеральных законов, Постановлений Пра­вительства РФ, инструкций методических указаний, писем и других доку­ментов Министерства финансов РФ. Министерства по налогам и сборам
РФ, других министерств и ведомств), которыми должны руководствоваться
аудиторы при проверке соответствующего раздела учета.

2.Подтверждение достоверности первичной оценки системы внутрен­него контроля. Для этого аудиторы должны проводить процедуры под­тверждения ее надежности (тесты средств контроля), направленные на
выяснение того, как эта система предотвращает, выявляет и исправляет
ошибки и искажения, возникающие в ходе учета хозяйственных операций
(неверные значения показателей, суммы, корреспонденции счетов, про­
пуски данных и др.). Подтверждение достоверности оценки системы внут­реннего контроля проводится по тем же направлениям, что и сама пер­вичная ее оценка (реальность хозяйственных операций, полнота их отра­жения в учете, наличие разрешения на их совершение, точность при про­
ведении оценки хозяйственных операций, правильность классификации,
полнота отражения в учете, правильность отнесения к отчетным периодам)
Например, система внутреннего контроля по отношению к реализации
должна гарантировать, что объем реализации продукции соответствует
суммам отгрузки реальным покупателям; разрешены все проведенные опе­рации реализации; зарегистрированные продажи соответствуют суммам
отгрузки, правильно оформлены первичными документами; операции по
реализации правильно и своевременно разнесены по счетам и включены в
учетные регистры, правильно просуммированы и обобщены.

3.Описание альтернативных учетных решений, выбор одного из ко­торых для практического использования предоставлен предприятию Фе­деральным законом "О бухгалтерском учете", Положением по ведению
бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и другими
нормативными документами, и отражаемых в учетной политике. Это
позволит аудиторам при необходимости сравнить их с вариантом, при­
меняемым на предприятии, и разработать рекомендации по улучшению
ведения учета.

4. Изучение первичных документов по однородным группам хозяйст­венных операций. На основании такого изучения аудиторы могут сделать
вывод о состоянии этапа регистрации в первичном учете, полноте и ка­честве оформления документов на предприятии.

Проверка соответствия данных регистров синтетического и аналити­ческого учета и бухгалтерской отчетности. Установление конкретных регистров для соответствующих форм счетоводства (журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной и др.), а также выявление фактов неверного отражения в них отдельных хозяйственных операций позволит аудиторам определить соответствие учетных регистров, применяемых на предприятии, установленным требованиям и дать рекомендации по ис­правлению нарушений.

6.Формирование классификатора возможных нарушений, содержаще­го наиболее часто встречающиеся нарушения при оформлении и отраже­нии в учете соответствующих хозяйственных операций.

7.Составление вопросника аудитора (как правило, в виде таблицы)
для подготовки программы проверки. Использование такого вопросника
позволит выявить возможные нарушения в организации учета и внутрен­него контроля, оформлении документов, заполнении отчетности.

8.Классификация хозяйственных операций на типичные и нетипич­ные. Она производится аудиторами в зависимости от особенностей функ­ционирования предприятия, периодичности повторения операций, их объ­емов, сложности организации учета и контроля. Эта классификация используется для определения состава аудиторских проце­дур и метода контроля (сплошной или выборочный).

9.Определение методов сбора аудиторских доказательств, применяемых
для конкретной проверки. Эти методы являются типовыми и включают сле­дующие: проверка арифметических расчетов, инвентаризация, проверка со­блюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение,
устный опрос, проверка документов, прослеживание (сканирование), анали­тические процедуры, а также подготовка альтернативного баланса.

10. Описание контрольных процедур. Оно производится по единой
схеме и включает: наименование процедуры; цель ее проведения; пере­чень необходимых для выполнения процедуры средств (первичные доку­менты, учетные регистры, нормативно-справочная информация); описа­ние техники исполнения процедуры; описание формы представления результатов проведенной процедуры. Как правило, процедуры снабжают­ся классификационными номерами для ссылки на них в программе ау­диторской проверки.

11. Количественная оценка влияния выявленных отклонений на пока­затели бухгалтерской отчетности. Такая оценка предполагает установле­ние размеров изменения отдельных статей отчетности при внесении в нее необходимых исправлений.

Реализация всех положений методики аудиторской проверки одно­родных групп хозяйственных операций требует от аудиторов знаний по широкому кругу вопросов организации бухгалтерского учета, налогооб­ложения, хозяйственного права и аудита. Поэтому для их выполнения в состав группы аудиторов, привлекаемых к проверке, целесообразно включать сотрудников, имеющих различную профессиональную специа­лизацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: