Анализ объема реализации продукции

В современных условиях одним из важнейших показателей работы предприятия является объём реализации продукции (работ, услуг), так как только в процессе реализации произведённая продукция получает общественное признание. Величина объёма реализации определяет финансовые результаты деятельности предприятия, показатели оборачиваемости и рентабельности.


 

Учёт реализации осуществляется по отгрузке и по оплате. Возможны два варианта методики факторного анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПН + Ш = РП + ГПК Отсюда   РП = ГП н + ТП - ГП к

В ОАО «НЗЭММ» выручка определяется после оплаты отгруженной продукции и товарный баланс можно записать так:

ГП + ТП + ОТ „ = РП + ОТ к + ГП к
Отсюда РП = ГП н + ТП + ОТ - ОТ к ГП к,

Где ГП, ГП к - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП - стоимость выпуска продукции; РП - объём реализации продукции за отчётный период; ОТ, ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчёт влияния данных факторов на объём реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния факторов анализируется баланс продукции (табл. 3.4.1).



Таблица 3.4.1.

Анализ факторов изменения объема реализации продукции в ОАО «НЗЭММ» за 2008 год

 

Показатель

Сумма в плановых ценах, тыс. руб.

план факт +, -
1. Остаток готовой продукции на начало года 1 000 1 000 -
2. Выпуск товарной продукции 4200 4360 +160
3. Остаток готовой продукции на конец года 0 0 -
4. Отгрузка продукции за год (п.1 + п.2 - п.З) 4200 4360 + 160
5. Реализация продукции 4200 4360 + 160

 

Из таблицы видно, что план реализации продукции в ОАО «НЗЭММ» перевыполнен за счёт увеличения её выпуска на 160 тыс. руб., на конец года составил на предприятии не осталось нереализованной продукции, план по отгрузке продукции за год перевыполнен на 160 тыс. руб.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объём производства продукции. Их можно объединить в три группы:

1)      обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность
их использования:

ВП = ЧР х ГВ, РП = Дв х ЧР > ГВ,

2)      обеспеченность предприятия основными производственными фондами
и эффективность их использования:

ВП = ОПФ х фо, РП = Дв х ОПФ х ф,

3)      обеспеченность производства сырьём и материалами и эфф)ективность
их использования:

ВП = МЗ х МО, РП = Дв х МЗ х МО, где Дв - доля реализованной продукции (выручки) в общем объёме валовой продукции.

Расчёт влияния факторов на объём валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приёмов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путём умножения их прироста за счёт 1-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потреблённых материальных ресурсов:

А ВПх1 = AFBxi x ЧРФ,                            А РПх1 = АГВх1 * ЧРФ х ДВф,

A Bnxi = AOOxi x ОПФф,                        А РПХ, = АФОХ1 хОПФф х ДВф,

A BI~Ixi = AMOxi x МЗФ,                           A Pnxi - AMOxi x МЗФ хДВф.

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

рТВПкр=рткрхгвф,

РТВпфрв=РТФРВхчвф,

Р|ВПчв=РТЧВхфРВв, где Р|ВП кр, Р|ВП фрв, Р|ВП чв - резерв роста валовой продукции соответственно за счёт создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки; PfKP - резерв увеличения количества рабочих мест; Р^ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счёт сокращения его потерь по вине предприятия; Pf ЧВ -резерв роста среднечасовой выработки за счёт совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы; ФРВВ — возможный фонд рабочего времени с учётом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счёт увеличения численности оборудования (Р|К). времени его работы (Р|Т) и выпуска продукции за один машино-час (Pf ЧВ) рассчитывается по формулам:

Р|ВПк=РТКхГВф,

Р|ВП [ = Р|Т х ЧВф,

Р|ВПчв=РТЧВхТв.

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество i-oro материала делится на норму его расхода на единицу 1-ого вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

РТВП = 1(РТМ./НРГ;ПЛ хЦ]ИЛ);


б)      сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на
единицу i-oгo вида продукции и умножается на плановую цену единицы
соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты
суммируются:

Р|ВП = HPjOTX j / HP jS пл х Ц. пл);

в)      планируемое сокращение расхода j-ого ресурса на единицу i-oro вида
продукции (PjYPjj) умножается на планируемый к выпуску объём
производства i-oro вида продукции, полученный результат делится на
плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия,
после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

РГВП = Х(Р|УР ji хУВП | га, / HP j, ш х Ц, т).

Также в ходе анализа необходимо провести анализ выполнения плана по выпукску и реализации продукции (табл. 3.4.2).

                                                      Таблица 3.4.2












Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции за 2008 год

Изделия

 

Объем производства, тыс.руб.

Реализация тыс.руб.

план факт., отчетн. год +; - в % к плану план факт., отчетн. год +; - в % к плану
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Эл. насос «Ручеек» 4190 4360 +170 104,1 4190 4360 +170 104,1

 

Из таблицы видно, что объем производства продукции по плану составляет 4190 тыс. руб., фактически 4360 тыс. руб. Отклонение от плана составило 170 тыс. руб., что составляет в процентном соотношении 4,1%. Фактический объем производства и реализации продукции в ОАО «НЗЭММ» в 2008 году равен и соответствует 4360 тыс. руб. Как и планировало руководство предприятия вся произведенная продукция реализована. Это говорит о том, что продукция предприятия востребована среди местного населения и за пределами республики.



Заключение

Выпуск и продажа готовой продукции являются основным разделом деятельности промышленного предприятия. В этом цикле формируются такие значимые для пользователей бухгалтерской отчётности показатели, как выручка от продажи, себестоимость проданной продукции и прибыль (убыток) от продажи. Они отражают эффективность основной деятельности предприятия, его способность к расширению производственного ассортимента, к удовлетворению социальных и материальных потребностей коллектива, к выполнению обязательств перед бюджетом и другими организациями.

В настоящих условиях ОАО «НЗЭММ» основное значение придаёт реализации продукции по договорам-поставкам -важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность и целесообразность хозяйственной деятельности завода.

Выпущенная из производства продукция передается на склад готовой продукции. Для учета наличия и движения готовой продукции на складе применяется счет 43 «Готовая продукция».

Синтетический учет выпуска продукции из производства может вестись по местам хранения продукции. Аналитический (сортовой) учет готовой продукции в организациях может вестись параллельным методом, с помощью сортовой оборотной ведомости, а также сальдовым (оперативно-бухгалтерским) методом.

Отпускаемая со склада продукция оформляется: первичными документами (приказ-накладная, товарно-транспортная накладная, приемо­сдаточный акт, счет-фактура).

Синтетический учет выпуска продукции в ОАО «НЗЭММ» ведется без использования счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)". Для обобщения данных о выпуске продукции за отчетный период бухгалтерией предприятия используется накопительная ведомость.

Выпущенная из производства продукция передается на склад готовой продукции и оформляется накопительной приемо-сдаточной накладной, в которой производятся соответствующие записи.

Складской учет ведется материально ответственными лицами на карточках учета продукции, в которых отражаются наличие и движение готовой продукции в штучных единицах измерения.

В целом порядок учета готовой продукции ОАО «НЗЭММ» соответствует порядку, закрепленному в учетной политике, которая, в свою очередь, соответствует положениям действующих нормативных документов. Данные бухгалтерской отчетности соответствуют данным, разнесенным в учетных регистрах предприятия (журналах-ордерах и накопительных ведомостях) и подтверждены данными инвентаризации.

Основными недостатками учета выпуска и продажи готовой продукции в ОАО «НЗЭММ» являются следующие моменты:

1.       В карточках складского учета не выведен остаток готовой продукции
на конец периода.

2.       По ряду договоров, заключенных с покупателями, истек срок их
действия, а дополнительные соглашения не заключены. Данный факт является
существенным упущением бухгалтерских работников и работников отдела
продаж. Смягчающим обстоятельством служит тот факт, что контрагенты по
данным договорам являются постоянными клиентами ОАО «НЗЭММ».

В ОАО «НЗЭММ» аудиторская проверка планировалась и проводилась таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчётность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств.

Проведённые тесты проверки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учёта цикла выпуска и продажи готовой продукции в ОАО «НЗЭММ» позволяют сделать вывод о том, что финансовая (бухгалтерская) отчётность ОАО «НЗЭММ» не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе некоторые нарушения имели место, но на достоверность отчётности они не повлияли. Так, следует отметить, что для обоснования цен и сроков продажи продукции составляются плановые калькуляции; для определения продажной цены утверждённый прейскурант не используется с тех пор как произошла смена владельца предприятия — из государственного оно преобразовалось в частное и цены на продукцию устанавливаются на основе плановых калькуляций. Наличие разделения обязанностей способствует правильности оформления, полноте и своевременности представления соответствующих документов. Проведённые выборочные расчёты формирования себестоимости проданной продукции ошибок не выявили. Искажений периодической отчётности из-за отсутствия данных вследствие несвоевременной сдачи документов в бухгалтерию нет. Проведение инвентаризации расчётов с дебиторами на предприятии проводится по мере надобности - 1 раз в три месяца, с некоторыми раз в год. В процессе проверки системы учёта было установлено наличие в учётной политике момента реализации продукции, соответствие записей аналитического и синтетического учёта. Ошибок в корреспонденции счетов из-за отсутствия на предприятия схем учёта готовой продукции её продажи не обнаружено. В целом по проведённым тестам состояния системы внутреннего контроля и бухгалтерского зачёта цикла выпуска и реализации готовой продукции можно сказать, что контроль на предприятии ОАО «НЗЭММ» удовлетворительный. В процессе проверки выявлены следующие нарушения:

1)       отсутствие сертификации продукции по артикулам, сортам, размерам,
типам и т.п. в соответствии с отраслевыми требованиями;

2)       нерегулярная инвентаризация готовой продукции как на складах, так
и отгруженной, но не оплаченной, находящейся на складах других организаций,
переход права собственности по которой ещё не состоялся..

В работе был также проведен анализ выпуска и продаж готовой продукции ОАО «НЗЭММ».

Анализ основных технико-экономических показателей работы предприятия выявил, что в целом показатели деятельности в отчетном периоде в динамике с предыдущим значительно улучшились.

Немаловажное значение в производстве и реализации товаров и услуг имеет качество продукции. ОАО «НЗЭММ» постепенно наращивает потенциал производства продукции более высшего качества. У завода есть возможность производить качественную, конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом у населения. Важным показателем эффективности производства является ритмичность производства.

Анализ выполнения плана по выпуск и реализации продукции показал, что объем производства продукции по плану составляет 4190 тыс. руб., фактически 4360 тыс. руб. Отклонение от плана составило 170 тыс. руб., что составляет в процентном соотношении 4,1%. Фактический объем производства и реализации продукции в ОАО «НЗЭММ» в 2008 году равен и соответствует 4360 тыс. руб. Как и планировало руководство предприятия вся произведенная продукция реализована. Это говорит о том, что продукция предприятия востребована среди местного населения и за пределами республики.

В качестве основного резерва повышения прибыльности производства
готовой продукции ОАО «НЗЭММ» можно выделить
внедрение новых, более прогрессивных мощностей, либо модернизация
существующих производственных мощностей. Именно это позволит
предприятию    повысить    производительность   труда,    снизить

непроизводительные затраты, ввести режим экономии, а, следовательно, и снизить себестоимость производимой продукции за счет более экономичного использования сырья и повысить качество производимой продукции.

Все это позволит предприятию не только увеличить объем производства и реализации продукции, но и сохранить позиции на местном рынке долгосрочных пассивов, что также является резервом повышения его финансовых показателей, так как долгосрочные кредиты и займы, наряду с собственным капиталом, являются стабильным источником финансирования деятельности предприятия. Кроме того, использование заемных средств позволит предприятию снизить риск потери собственного капитала и получить выгоду от более низкой величины налога на прибыль, так как проценты, уплачиваемые по кредитам, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

В целом предлагаемые мероприятия по совершенствованию учета выпуска и продаж готовой продукции, а также мероприятия по увеличению данных показателей, на наш взгляд, позволят значительно повысить эффективность деятельности ОАО «НЗЭММ».













Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

3. Федеральный закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (в редакции последующих изданий и дополнений).

4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

5. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г.. № 34).

6. Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» (ПБУ 1/98).

7. Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 1/94).

8. Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99).

9. Положение по бухгалтерскому учёту «События после отчётной даты» (ПБУ 7/98).

10. Положение по бухгалтерскому учёту «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ8/01).

11. Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: Принципы и практические рекомендации.- М.: Бухгалтерский учет, 2001.

12. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учёт. - М.: ШЩ «МарТ», 2001.

13. Андреев В.Д. Внутренний аудит. - М.: Финансы и статистика, 2003.

14. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учёт. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001.

15. Данилевский Ю.А. Аудит: организация и методика проведения. - М.: Финансы и статистика, 2003.

16. Козлова Е. П., Бабченко Т.Н., Галинина Е.Н. Бухгалтерский учёт в организациях. - М.: Финансы и статистика, 2002.

17. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.:ИНФРА-М, 2002.

18. Мельник М. В. Аудит. - М: Экономисты, 2004.

19. Муравицкая Н.К., Лукьяненко Г.И. Бухгалтерский учёт. - М: КНОРУС,2007.

20. Подольский В. И. Аудит. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

21. Рогуленко Т. М. Аудит. - М.: Экономить, 2005.

22. Русак Н.А., Стражев В.И., Мигун О.Ф. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. - Мн.: «Вышэйшая школа», 2001 г.

23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: Новое знание, 2002.

24. Справочник бухгалтера и аудитора. Под ред. Е.А. Мизиковского, Л.Г. Макаровой.- М.: Юристъ, 2001.

25.Стандарты аудита Российской коллегии аудиторов/ Под общ. ред. А.

Руфа. М.:РКА, 2003.

26. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. —

Ростов н/Д: Феникс,2005.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: