Ст. 17. И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать

Глава 20. Авраам в Гераре

Глава 19. История Лота

Ст. 7-8. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. 8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Ст. 1. И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.

Глава 18. 6-е Богоявление Аврааму

Чтобы до конца понять значение этой фразы, надо знать, что такое дневная жара в Палестине. В это время все пытаются скрыться в тень. Авраам же в это время сидел при входе в шатер, не укрылся в шатер, а именно сидел, терпеливо перенося жару. Ради чего? По Ин. Златоусту, из желания кого-то принять. Как видно из последующих стихов, из гостеприимства, всегда считавшегося одной из главных добродетелей на Востоке.

Ст. 2-5. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, 3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; 4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, 5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

Видя путников, Авраам проявляет себя как гостеприимный хозяин. Его гостеприимство совершенно искренне и бескорыстно. Он не только готов принять к себе в дом прохожих людей и не просто рад тем, которые наверняка устали от пути под палящим солнцем, а считает посещение своего дома за честь, оказанную ему. Авраам не просто предлагает путникам зайти к нему, когда они проходили мимо, а сам бежит к ним навстречу и умоляет зайти к нему в дом, пав ниц перед ними. При этом он обещает все знаки гостеприимства: пища, отдых, омовение ног. Образ ветхозаветной Троицы. Мнение о явлении Троицы Аврааму далеко не единтсвенное и не господствующее среди отцов Церкви, хотя пришли 3 мужа, но только один говорит с Авраамом. Одно место, которое говорит против явления Троицы: Быт. 18:19: Лот уже не удостаивается Богоявления, к нему приходят только два ангела, аналогичная икона «Ветхозаветная Троица» у греков данная икона называется «Гостеприимство Авраама»

Ст. 6. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

Питание обычное довольно скромное. Ради путников Авраам устраивает такую трапезу, которую если и позволял себе, то наверняка не каждый день и даже не каждый праздник, хлеб – это уже по-праздничному, а уж мясо обычный человек мог себе позволить только по праздникам.

Как видим, в честь пришедших, закалывает лучшего теленка, не просто какое-то животное.

Ст. 9-10 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. 10 И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.

Вопрос Бога, где Сара, означают, что следующие слова будут относиться к ней. Если в пятом богоявлении Аврааму обещается рождение сына через год, то в шестом – что через год будет сын. Значит, с одной стороны в это время Сарра еще не была беременной, с другой стороны Исаак уже должен быть через год на свете. Следовательно, шестое богоявление следует непосредственно за пятым, через маленький промежуток времени, не позднее, чем через три месяца после пятого (1 год – 9 месяцев). А принимая во внимание те события, которые изложены в 20й главе – переселение Авраама в Герар и происшествие у Авимелеха, – можно прийти к выводу, что этот срок был минимальным, еще меньше чем 3 месяца.

Ст. 12-13 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.

Сарра рассмеялась внутренне, т.е. имела выдержку в присутсвии мужа. Если пятое богоявление было в основном ради Авраама, то шестое – ради Сарры. Для Авраама предназначено другое откровение, об этом речь пойдет по ходу последующего повествования.

Важно разобрать вопрос о том, кто явился Аврааму. Именно этот библейский сюжет лег в основу иконографии так называемой ветхозаветной Троицы. Но нам надо иметь в виду, что такая ассоциация приобрела место только на Руси. В патристике мнения на этот счет расходятся, и далеко не все отцы Церкви принимают это мнение как однозначное. К слову сказать аналогичная икона у греков называется «Гостеприимство Авраама». С точки зрения библеистики есть ряд пунктов, говорящих против мнения о явления Троицы Аврааму:

1) Аврраму явились трое, но говорит Один;

2) См. ст. 22: мужи ушли в Содом, а Авраам еще стоял перед Господом;

3) См. гл. 19, ст. 1: Лот не удостаивается богоявления, но к нему пришли те два ангела.

Ст. 14-15. Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. 15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась.

Внешне не подала никаких признаков, испугалась, потому что увидела, что пришедший путник знает ее помыслы.

Ст 16 И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их.

Авраам до конца оказывает знаки гостеприимства, не только принимает и угощает, но и провожает гостей.

Ст. 17-33. Этот отрывок имеет вероучительное значение. Он говорит нам о том, что:

1) ради небольшого количества праведников Бог щадит большое количество грешников;

2) Он открывает праведникам свои намерения, то есть им дано знать путь промысла Божия;

3) Он принимает ходатайства святых за грешников.

Молитва праведника (Быт 18:17-33)

1) Бог открывает Свою волю праведникам, как друзьям. праведные знают волю Божию. 2) Ради небольшого количества праведников Бог милует, шадит большое количество грешников. 3) Праведники имеют силы и власть ходатайствовать за грешников, Бог принимает эти ходатайства.

32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.

Ради 10 праведников Господь готов пощадить город, но после этого перестал говорить с Авраамом, таким образом показал, что там не найдется и 10 праведников.

Быт 19:1-3. И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли 2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. 3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

Однако не удостаивается богоявления, являются только два ангела. Добродетель (гостеприимство) Лота вполне сравнима с добродетелью Авраама, хоть и уступало, но сравнимо. Другая задача, он жил в городе, куда путники приходили вечером, чтобы не ночевать за оградой. Подобно своему дяде Лот сидит у ворот, желая кого-нибудь принять. По понятным причинам путники в древности старались не ночевать на дорогах, а укрыться в городах, и Лот заботится о том, чтобы они нашли себе приют. Как и Авраам, Лот считает за честь принять путников. Он не только предлагает им ночлег, но и упрашивает зайти к нему в дом, предлагая все гостеприимство, какое он мог оказать.

Ст. 4-5. Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом 5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.

Греховность жителей Содома очень ярко проявляется в этой фразе. Эти проявления жителей Содома показывают, что будущее уничтожение города обусловлено вырождением его жителей.

Ст. 6-8. Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, 7 и сказал [им]: братья мои, не делайте зла; 8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

По Иоанну Златоусту, хозяин, принявший к себе гостя, несет за него ответственность, пока они под кровом его дома. Лот очень ответсвенно подходит к своему долгу. Слова Лота – это акт самопожертвования, готов пожертвовать девственностью дочерей, в этом проявляется его праведность. Надругательство над его дочерями – девственницами для него меньшее зло, чем унижение путников, зашедших к нему в дом. таким образом Лот стремится во-первых из двух зол выбрать меньшее, заменив путников своими дочерями, хотя бы противоестественный порок – естественным блудом.

Ст. 14. И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

То, что у Лота были зятья, не противоречит факту девственности дочерей, дочери не познали мужа. Образец библейской нравственности. В древности обручение совершалось задолго до вступления в брак, иногда в детстве. Обрученные после этого хранили взаимную верность, еще не вступая в сожительство. К сожалению, зятья Лота тоже оказались не на высоте и немного отличались от остальных жителей Содома.

Ст 11-13. а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа. 12 Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, 13 ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

То же откровение, что было дано Аврааму.

Ст. 15-16. Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. 16 И как он медлил, то мужи те [Ангелы], по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

Лот медлил с выполнением Божиего повеления. Вера отличалась от веры Авраама.

Ст. 17-23. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. 18 Но Лот сказал им: нет, Владыка! 19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; 20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя]. 21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; 22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. 23 Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.

Вера Лота все же намного уступала вере Авраама (второй пример). Лот не верит ангелу. Он медлил выходить из города, жалея нажитое в Содоме. Когда же для него самого стало очевидным уже наступившее уничтожение городов, он боится бежать в гору и просит разрешения укрыться в соседнем Сигоре. И наоборот, когда ради него был пощажен этот маленький городок, он стал бояться жить в нем и ушел в гору.

Ст. 24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, 25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли.

Ст. 29. И было, когда Бог истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

В конечном итоге Лот пощажен ради Авраама.

Ст. 31-38. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; 32 итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. 33 И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала. 34 На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. 35 И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. 36 И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, 37 и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне. 38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне.

Поступок дочерей Лота предосудителен, но оправдывается попечением о продолжении рода. Загадочно выглядят слова старшей дочери об отсутствии жениха, так как они сами жили во многих местах с отцом и Авраамом и понимали, что не все человечество уничтожено. Возможно, эти слова надо понимать в смысле нравственного достоинства потенциальных претендентов. От этой кровосмесной связи произошли Моавитяне и Аммонитяне – злейшие враги евреев в последующей истории.

В этой главе есть целый ряд поучительных моментов. Происшедшее в Гераре стало еще одним тяжелым жизненным испытанием для Авраама. Это происшествие подобно тому, что уже имело место 24 года назад в Египте. Но теперь Аврааму предсказано, что именно Сарра родит ему сына, более того, указано время – через год, и опять жена отнята. Но царь герарский несмотря на свою греховность боится Бога и не нарушает нравственный закон. Он не смеет прикоснуться к чужой жене и считает себя виноватым перед Авраамом. Это показывает, что мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась (Быт. 15. 16).

Быт 20:3,18 И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. 18. ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову.

В чем выражалась гибель Авимелеха? Оказывается, в том, что женщины перестали рождать. Прекращение рода и личная погибель для древнего человека – идентичные понятия.

Хотя Господь и признает тот факт, что Авимелех совершил грех в простоте сердца, но помолиться за него должен именно праведный Авраам. И это еще одно место, показывающее, что Бог принимает молитву праведника за грешника, по молитве праведника исцеляет нечестивого и является обоснованием обращением в молитвах к святым в Православной Церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: