Исав и Иаков

Беременность Ревекки протекала необычно: Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. По святителю Иоанну Златоусту, она пошла к священнику. Она получила соответствующее откровение о двух народах, которые должны произойти от нее и о служении большего народа меньшему. Именно это откровение во многом определило ее шаги в последующем.

Иоанн Златоуст: После того, как услышал Бог молитву праведника, и Ревекка зачала во чреве, – играста, говорит Писание, младенца в ней, и оттого она терпела тяжкия боли. Она говорила: аще тако ми хощет быти, почто ми сие? Не один (младенец) имел родиться, а двух вместе носила она во чреве, и оттого стеснение во чреве причиняло ей много скорби. Но заметь при этом случае благочестие этой жены. Она не прибегла к какой-нибудь человеческой помощи, как делают многия из нынешних жен, живущих безпечно; не обратилась и к тем, которые стали бы судить о подобных событиях своим умом, по каким-нибудь догадкам и наблюдениям; не вверилась обольщению обманщиков и таких, которые обещают то, что выше человеческой природы; нет, она иде вопрошати Господа. Заметь и благоразумие ея. Она знала, что сам Владыка природы разверз ея утробу и неплодное чрево внезапно сделал столь плодоносным; видела также, по величине чрева, что готовится ей нечто великое, – и потому иде вопрошати Господа. Что значит: иде вопрошати Господа? Значит, что она прибегла к истинному знанию – к священнику, служителю Божию, желая тайно приобрести чрез него сведение и, разсказав все о себе, узнала все в точности, потому что человеколюбивый Бог устами священника все ясно открыл и чрез то сделал ее еще ревностнее. И чтобы ты знал, как высоко было тогда священническое достоинство, Писание нигде не говорит, что священник отвечал ей, но, сказав: иде вопрошати Господа, Писание прибавляет: и рече Господь ей, то есть – чрез священника: два языка во утробе твоей носишь. А в другом месте божественное Писание называет священника ангелом, показывая этим, что священник провозвещает то, что внушит ему благодать Св. Духа. Итак, Господь сказал ей чрез священника: два языка во утробе твоей суть, и двои люди от утробы твоея разлучатся, и люди людей превзыдут, и больший поработает меньшему (ст. 23).Это пророчество ясно открывало ей будущия события. Младенцы, своими сильными движениями во чреве, уже предвозвещали все с точностию. И теперь сама жена узнала не только то, что она родит двух младенцев, но и то. что они возрастут в народы, и что меньший будет господствовать над большим.

Быт 25:24. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. 25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав(w*c@u). 26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков (b)q&u~y). Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки].

больший. Это древнееврейское слово, означающее «старший сын», встречается только в родственном древнееврейскому аккадском языке, относящемся к середине второго тысячелетия до Р.Х.

будет служить меньшему. Иаков обязан своим первородством верховному (суверенному) Божиему избранию, а не природному праву (Втор. 21,15-17). Вся слава принадлежит Богу, Который «творит все, что хочет» (Пс. 113,11). Это пророчество исполнялось на протяжении всей истории Израиля (2 Цар. 8,13). Ирод Великий был одним из потомков Исава.

косматый. В древнееврейском языке это слово «сеир» созвучно названию горы, где поселился Исав (36,8).

Иаков. Иаков оправдывает свое имя, пытаясь нечестным путем приобрести Божие благоволение (27,33; Ос. 12,3.4).

Быт 25:27-34. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. 29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. 31 Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. 32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.

В этом отрывке в полной мере раскрывается легкомысленность, приземленность Исава, его пренебрежение к духовным ценностям и смышленость Иакова, его любовь к ценностям духовным. Первородство – самое дорогое, что в то время было для человека на земле. Он давало не только двойное наследство и власть над родом, но еще и священство, поэтому отказ от первородства помимо всего прочего является еще и попиранием святыни. Напротив, Иаков умел все это ценить. Для него важны не материальные ценности, которые он не от отца получил, а еще при его жизни приобрел собственным трудом. Для Иакова главное – ценности духовные. Он всеми силами желает их получить. Но в то же время испрашивание первородства у Исава – не шантаж. Ясно, что Иаков и так дал бы брату поесть. Просто Иаков видел, что Исав по своим качествам неспособен понести первородство, и он использует представившуюся возможность завладеть им. Остается только удивляться, с какой легкостью Исав с клятвой отрекается от первородства за одну лишь порцию еды, и то далеко не изысканной. Еще в большей степени эти качества раскрываются в браке Исава, женившегося на двух хеттеянках, идолопоклонницах, о которых прямо говорится, что они были в тягость Исааку и Ревекке. Он сам это видел, но ничего лучшего не придумал, чем взять третью жену измаильтянку (Быт. 28. 8-9). Поэтому получение первородного благословения Иаковом обманным путем, но правильного с «юридической» точки зрения можно назвать заботой о продолжении рода Исаака. Можно с уверенностью сказать, что если бы Исав получил первородство, этот род долго не просуществовал бы.

человеком кротким. Букв.: «цельным», «совершенным».

дай мне поесть красного, красного этого. Букв.: «залей мне в горло». Глагол, использованный здесь, служит для создания образа животной жадности и несдержанности.

продай мне. Иаков воспользовался слабостью Исава. Его отношение к брату резко отличается от отношения Авраама к Лоту (гл. 13), однако впоследствии оно изменится (гл. 33). В сущности, Иаков просит у Исава то, чем сам Исав не дорожит; в описанной ситуации нет обмана со стороны Иакова.

первородство. Первородный сын имел право быть основным наследником семейного состояния (27,33; Втор. 21,17; 1 Пар. 5,1.2). В семье завета к такому состоянию, кроме всего прочего, относилось и обещание Господа даровать потомство в обетованной земле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: