И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими

И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии;

И чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.

Закон царя. (17, 14-20)

Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь;

5 а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и [так] истреби зло из среды себя. (Втор.13:1-5) Истинное пророчество – это еще не критерий истинности пророка.

22 Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его. (Втор.18: 22) Уже второй критерий, это осуществление пророчества. Эту тему я буду буквально повторять на третьем курсе.

20 но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. (Втор.18:20) – Если пророк говорит именем Божиим, но то, чего я не велел, то того предать смерти. В первую очередь пророки призывают к покаянию.

Предсказания Мессии. (18, 15)

15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте, -

(Втор.18:15) Вспомните Моисея. Это пророчество не могло относиться к Каму либо другому пророку.

14 Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня»,

15 то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе.

16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим»;

18 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов,

20 чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля. (Втор.17:14-20) Вот требование которое предъявляется к царю. Он должен быть израильтянином, не иноземцем и должен быть избран Богом. Он не должен отличаться чрезмерной алчностью, стремлением к роскоши, что бы не возвращал народа в «Египет» (грех), жен, коней, серебра, золота. (Соломон это положение нарушил). Царь должен поучаться Закону Божию, с целью его исполнения и не должен надмеваться над братиею.

Сущность нравственных требований ВЗ закона.

(Втор.6:5) Первая заповедь, это любовь к Богу. Вторая подобная ей: 18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь. (Лев.19:18) Вы помните как в Евангелии: «Сию обою заповедию…» - требование одно – Любовь к Богу и ближним.

Заповедь о любви к Богу (Втор 6)

В предыдущей главе повествуется о том, что Моисей, вспоминая завет Израиля с Богом при Синае, повторил заповеди десятисловия (6-21 ст.).

Из этих заповедей Моисей останавливается на первых, указывающих на Любовь к Богу. Их должен непрестанно памятовать Израиль, ибо по вступлению в землю обетования будут многие искушения к забвению Истинного Бога вследствие соприкосновения с язычниками – хананеями. Это увещание и составляет содержание У1-й главы.

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш Един есть. И люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими»(6:4-5),- так говорит Моисей, увещая помнить благодеяния и повеления Божия.

Когда законник, искушая Спасителя, спросил Его: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Господь напомнил ему рассматриваемое место Второзакония: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф 22:36-37). Но любовь к Богу неотделима от любви к ближнему (1 Ин 4:20), и Господь в ответе законнику продолжает: «Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Заповедь о любви к ближнему также приведена Господом из Священного Писания Ветхого Завета (Лев 19:18). Эти заповеди две, явившиеся основой десятисловия, проникают весь Ветхий Завет. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» – добавил Спаситель. Они же являются и основой Нового, чем наглядно подтверждается связь обоих Заветов.

Законы о судьях и правителях (Втор 16:18-20;17:2-20)

16:18-20: Из повествования книги Исход (18,13-26) видно, что Моисей, по совету тестя своего Иофора, поставил тысяченачальников, сто, пятидесятиначальников и письмоводителей для разбора обычных дел и тяжб между евреями.

Но ввиду скорого поселения евреев в земле обетованной Господь указывает новое устройство суда, соответствующее условиям оседлой жизни народа. Теперь судьи и книгочии должны быть поставлены «во всех градах», т.е. по селениям. Иудейское предание говорит, что каждое значительное селение выбирало семь судей, к которым присоединялось два левита. От судей этим законом требуется справедливость, нелицеприятие и бескорыстие.

17:8-13: Во время странствования по пустыне высшею судебною инстанцию, решавшею спорные дела и тяжбы, был Моисей. Но впоследствии для израильтян, поселившихся в земле обетования после смерти великого пророка, такою инстанцию должны быть судьи, «в месте, еже изберет Господь Бог призвати имя Его тамо», т.е. в едином, избранном Самим Богом месте богослужения. Во главе этих судей должны стоять священник. К этой высшей судебной инстанции евреи должны были обращаться и в случаях особо сложных и запутанных дел, когда судьи селения затруднялись решением в их и имели противоречия (слав. «словеса судная во градах твоих» – ст. 8), вероятно, и недовольные решением первичной инстанции могли обращаться все же к высшему судилищу. Ведению этой инстанции подлежали дела уголовные (слав. «между кровию и кровию»), дела об оскорблениях (слав. «между лиц язвою и язвою»), вообще судебные тяжебные дела (слав. «между прением и прением»).

Так как в важных случаях священник решал дела по непосредственному откровению Господа, то поэтому решение его было окончательным, и человек, дерзко (слав. «гордости») не подчинившийся этому решению, должен быть наказан смертию.

Ст. 14-20: Моисей предвидит время царского правления в Израиле и дает народу указания относительно избрания царя и его деятельности. Законодатель запрещает этим высшим правителям народа умножать коней (потому что в древности на Востоке кони употреблялись не для работы, а для войны и пышности), уклоняться в многоженство (пример пагубного влияния многоженства – мудрейший из царей Соломон, который был совращен своими женами-иноплеменницами в идолослужение), умножать богатства (ибо это означало налоговое бремя для народа). Правитель должен вникать в нужды и интересы народа и руководствоваться в своей деятельности установлениями Закона.

Жребии Левитов (Втор 18:1-8). Предсказание Мессии (Втор 18:9-21)

Ст. 1-5: Под «жребием», которого не имели наследовать Левиты, разумеются доставшиеся по жребию земельные участки каждому из 12-ти колен Израилевых при разделении земли обетованной на уделы.

Сам Господь – жребий левитов, как священнослужителей, и они – жребий Его (греч. «клирос» – отсюда «клирики»). Поэтому, взамен земельных участков, Господь передает им некоторые приношения Ему со стороны народа, различные части жертвенных животных и начатки плодов земли и шерсти овец. Кроме того, левитам принадлежали остатки хлебных приношений (Лев 6:14-17; 7:9-10), десятина плодов земли и стад (Лев 27:3-34; Чис 18:21-32) и первенцы нечистых животных, за которых обыкновенно вносился выкуп (Чис 18:15-16).

Так был установлен закон содержания священнослужителей, подтвержденный и в Новом Завете: «Священнодействующие; по Апостолу, – питаются от святилища» (1 Кор 9:13).

Ст. 9-22: Все виды ложных прорицателей и чародеев, как-то вызывающие духов и вопрошающие мертвых и т.п. должны быть казнены смертью, потому что все такие люди, как обманщики, мерзки перед Господом, как и слушающие их. Но народу избранному должно быть чуждо чародейство, волхвование и все ложнопророчество, исходящее от диавола. В среде его должна храниться истина божественная и для утверждения Господь дает обетование о Высочайшем Пророке, имеющем прийти впоследствии. Господь сказал Моисею: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того я взыщу» (ст. 18-19).

Под обетованным пророком, подобным Моисею, нельзя разуметь ни приемника последнего Иисуса Навина, ни позднейших пророков.

При всей высоте личности Иисуса Навина его нельзя разуметь в данном случае по ясному указанию Священного Писания, в последней главе 34 главе книги Второзакония позднейший священный писатель (может быть сам Иисус Навин или составитель священного канона Ездра) замечает, что после Моисея народным вождем стал Иисус Навин; но при этом: «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей» (ст. 10). Второе предположение об отнесении этого обетования к какому из позднейших пророков нельзя принять потому, что все последующие пророки не были подобны Моисею. Сам Господь выделяет его из ряда дальнейших пророков (Чис 12:6-8).

Новозаветное Писание ясно указывает, что под обетованным пророком разумеется Мессия – Христос Спаситель. В 3 гл. Деяний Апостольских повествуется, что после исцеления хромого при красных воротах храма святой апостол Петр обратился в Соломоновом притворе с речью к народу о наступивших по предсказанию пророков временах Мессии и приводит слова Втор 18:18-19 о пророке, подобном Моисею (Деян 3:20-24). Первомученник архидиакон Стефан в своей предсмертной речи к иудеям относит это пророчество также ко Христу Спасителю (Деян 7:37).

Сам Христос Спаситель засвидетельствовал, что Моисей писал о Нем (Ин 5:46), (Лк 24:44) и народ в Лице Христа Спасителя видел пророка, грядущего в мир (Ин 6:14).

Пророком, подобным Моисею, Мессия называется потому, что Он явился в мир, чтобы возвестить волю Божию и служение Его имело много сходственных черт со служением Моисея, который был прообразом Мессии. Особенная близость Моисея к Господу (Чис 12:6-8) предуказывала близость Христа Спасителя, как Сына к Богу Отцу. Моисей был ходатаем (посредником) Ветхого Завета между Богом и народом еврейским (Гал 3:19). Христос был Ходатаем Нового Завета для всего человечества (Евр 12:24). Как. Моисей освободил Израиля от рабства египетского, так Христос Спаситель освободил все человечество от рабства греху и диаволу. Как через Моисея дан был закон для ветхозаветного человека, так через Христа Спасителя новозаветному человеку дан закон благодати (Ин 1:17).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: