Закон проклятия и благословения (Втор 27)

Различные законы (Втор 21)

Эта глава книги Второзакония должна быть отмечена как излагающая некоторые обряды, имеющие связь с событиями евангельской истории.

Так; в частности, в ст. 1-9 излагается закон о неизвестно кем убитом человеке. Если будет найден труп его, то старейшины ближайшего города должны привести в дикую, неразработанную и незасеянную долину телицу, на которой доселе не работали, и с помощью священников заколоть её здесь. Затем над головою телицы они омывают руки в знак непричастности к совершенному преступлению и просят Бога о невменении народу греха пролитой человеческой крови.

Ко времени Христа Спасителя, подобный обычай, возможно, существовал я у римлян, потому что Пилат, чтобы засвидетельствовать свою невиновность в убиениии Иисуса Христа, «умыл руки перед народом» (Мф 27:24).

Другой закон, излагаемый в ст. 22-23 рассматриваемой главы, говорит о погребении казненных и также имеет отношение к искупительному подвигу Христа Спасителя. По смыслу этого закона, тела повешенных преступников должны быть погребены в день казни и не оставаться на ночь, дабы не осквернялась ими земля обетования, ибо проклят перед Богом всяк повешенный на дереве. Поэтому и Господь наш Иисус Христос, искупая человека от законной клятвы, Сам был «по нас клятва» (Гал 3:13) и повешен на древе крестном, приняв на Себя грехи мира.

Закон об ужичестве (Втор 25:5-10)

На бездетной вдове обязан был жениться брат покойного и рожденные дети носили имя умершего. Если деверь отказывался исполнить закон ужичества, вдова, в присутствии старейшин, снимала сапог с его ноги, плевала ему в лицо и говорила при этом: «так поступают с человеком, который не созидает дома брата своему во Израиле». За оскорблением оставалось позорное прозвание «дом разутого».

Этот закон отображал ожидание Мессии, рождение Которого от своего потомства было мечтою каждого израильтянина. Поэтому бездетность считалась позором и наказанием Божиим и умирающим без потомства испытывал как бы вторую смерть. В целях поддержания братолюбия и дан изложенный в ст. 5-10 закон ужичества.

Моисей заповедует, чтобы евреи, вступив в землю обетованную, совершили на горах Гевал и Гаризим особый знаменательный обряд. Они должны были поставить на горе Гевал большие камни, обмазать их известью, написать на них слова закона, устроить здесь из нетёсанных цельных камней жертвенник и вознести на нем жертвы. Затем шесть колен (Симонове, Левине, Иудино, Исхарино, Иосифово; Ефремове и Манассиино и Вениаминово) должны стать на горе Гаризим для произнесения благословения, а остальные шесть колен на горе Гевал для произнесения проклятий (1-13 ст.). Здесь перед всем Израилем Левиты должны во всеуслышание возгласить проклятие всем нарушителям закона, идолопоклонникам, не уважающим родителей, нарушающим между ближним, сбивающим слепого с дороги, извращающим суд, прелюбодеянием, развратникам, убийцам и вообще неисполнителям закона. На каждое из этих проклятий народ должен отвечать: «буди» – «аминь» (14-26 ст.).

Этот обряд был указан для внушения ревности к закону Божию. Кроме того он, по толкованию св. отцов, предизображал последний суд, когда Спаситель во втором пришествии Своем отделит праведных от грешных и одних благословит, а других поразит проклятием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: